На ринг с великими чемпионами всегда выходит их многочисленная свита. И тут вместе со стариком в черной куртке и фирменной капитанской фуражке (едва завидев ее за кулисами, уставший ждать зал арены зашелся от восторга) на сцене оказалось сразу много людей. Музыканты взялись за инструменты, зазвучали переборы баса и фортепиано, мистер Берри скинул куртку и оказался в знаменитой красной люрексовой рубашке с галстуком-веревочкой - но вместо "мистера рок-н-ролл" к микрофону подошел его… менеджер, попросив публику пожалеть 86-летнего маэстро, едва оправившегося от болезни, и не задерживать его на сцене больше часа.
Плотно набитый зал эти объяснения понимал плохо и слушал с трудом. Всем хотелось музыки - и музыканты это почувствовали. Прозвучало несколько разминочных громогласных ритм-н-блюзовых тактов, потом в дело вступила губная гармошка в руках дочери, элегантной миссис Дарлин Ингрид Берри. Короткая пауза - и по струнам ударил сам маэстро.
…В свое время, в середине 50-х, Чак Берри совершенно покорил публику сначала танцевальных клубов, а потом и руководителей фирм грамзаписи своей странной манерой игры на гитаре. Он скрестил блюз с гармониями кантри, ловко ввинтив в размеренный ход этих песен блюзовые дабл-стопы, коротко звучащие интервалы из двух нот, и его двух-трехминутные School Days, Reelin And Rockin, Rock N Roll Music, Sweet Little Sixteen, Johnny B. Goode вспыхнули и зазвучали по-новому. Сегодня фирменных дабл-стопов в игре Чака Берри совсем мало. Начиная с них некоторые песни на концерте, например School Days или Lets Rock, он раз за разом отдавал гитарное лидерство сыну, Чарлзу Берри-младшему, а сам уходил в пунктирный свингующий ритм, поднимающий градус в зале до былых высот. И лишь иногда, на проигрышах, коротко соревновался в импровизациях со вторящей Дарлин Ингрид.
Да и своих знаменитых танцев - чуть ли не на корточках - мистер Берри себе сегодня уже не может позволить, голос его не так звонок, как когда-то, да и гитара не описывает в воздухе прежних высоких кругов. Но, скажем, нынешней версии Roll Over Beethoven (перепетой в свое время практически всем рок-н-ролльным миром) и не нужен сильный голос и ураганный темп: мистер Берри на концерте фактически проговорил этот текст - в суровом, строгом тембре и под размеренный гитарный аккомпанемент. Последний тоже изменился, став ближе к року, в том числе и по звуку, шероховатому, грубому, напористому и - со стороны лидера коллектива - не всегда чистому в аккордах (что поделаешь, возраст!). А там, где иной песне все-таки требовался дополнительный вокал и инструментальная подзвучка, отцу помогали дети. Дарлин Ингрид, например, даром что не профессиональная певица, показала не только блестящее владение губной гармоникой, но и сильным блюзовым голосом великолепно расцветила хиты старого Чака, те же Lets Rock или Mean Old World, в нынешнем варианте - акцентированный тяжелый блюз.
Программа часового концерта, конечно же, не могла вместить все главные песни капитана рок-н-ролла. Понимая это и рассчитывая свои силы, он уже в самом начале вечера попросил публику назвать то, что они хотели бы от него услышать. В ответ мгновенно прозвучало Johnny B. Goode! и пошло оглушительное хоровое пение, продирижированное грифом гитары Чака. А в самом конце зал назвал Reelin’ And Rockin’ - и шоу завершилось длинным и виртуозным номером, в котором звонкое стаккато наконец-то отыграло фортепиано и, подпираемый плечом папы, со своим соло выступил Чарлз-младший.
Что самое интересное, в набитом зале, просившем эти песни, написанные больше полувека назад, было крайне мало людей старше 30 лет. А вот младше 20 - большинство.