Объявления о сборе огромных сумм, необходимых для лечения часто в иностранной клинике, совсем не редкость в наших газетах, радиопередачах. Как уже сообщала "РГ", министр здравоохранения Вероника Скворцова поручила проверить, для каких же случаев объявляется сбор пожертвований. Оказалось, что нередко деньги собирались на то, чтобы отправить пациента лечиться за рубеж, хотя он вполне мог получить качественную помощь дома.
Министр написала письма в несколько наиболее известных благотворительных фондов, помогающих финансировать лечение маленьких пациентов, и пригласила их сотрудничать. Благотворителям предлагается передавать в минздрав данные о детях, для которых собираются деньги. В министерстве в зависимости от конкретного диагноза помогут направить ребенка на лечение в одну из российских клиник либо, если нужная помощь не может быть оказана в России, оплатят ему помощь зарубежных врачей. "Мы не зря серьезно развивали различные направления в оказании высокотехнологичной помощи - сегодня самое современное лечение можно получить не только в федеральных центрах, расположенных в столичных городах, но и в специализированных отделениях на региональном уровне, - пояснил "РГ" пресс-секретарь министра Олег Салагай. - Причем лечение это будет бесплатным для пациентов".
В благотворительном фонде "Подари жизнь", который уже много лет помогает детям с онкозаболеваниями, восприняли инициативу минздрава как еще одну возможность привлечь внимание к сложностям, с которыми сталкиваются родители тяжелобольных детей. И все же такой точечный, индивидуальный подход хорошо бы дополнить более общим, системным.
"У нас существуют блоки проблем, с которыми сталкиваются десятки, сотни детей, - говорит Екатерина Чистякова. - Вот только некоторые. В прошлом году мы провели 90 оплат активации доноров костного мозга, заплатив Общеевропейскому регистру доноров 36 миллионов рублей. Для трансплантаций нашим детям мы используем костный мозг европейских доноров. А Российский регистр доноров костного мозга в Санкт-Петербурге только-только начинает свою работу. Еще пример. Некоторые опухоли нервной системы, опухоли минимального объема успешно лечатся методом радиохирургии. Аппарат, который упрощенно называют "гамма-нож", на всю Россию один-единственный, и тот в частных руках. За прошлый год лечение на этом аппарате с помощью нашего фонда прошли 50 детей, заплатили мы за это 8 млн рублей. Может быть, стоило бы закупить такой аппарат и для государственной клиники?"
В институте рентгенорадиологии, прежде чем начать курс лучевой терапии, каждый пациент проходит процедуру спецразметки - определения точного положения области, куда должен попасть луч. Процедура непростая и недешевая. В квоту по оказанию высокотехнологичной помощи не включена. В итоге за лечение 176 детей было уплачено 5,5 млн рублей. "Таких системных проблем в области, которой мы занимаемся, предостаточно, - говорит Екатерина Чистякова. - Мы очень надеемся, что разговор с минздравом будет продолжен и на этом уровне".