Новости

26.02.2013 00:18
Рубрика: Культура

Великая сила раскрутки

"Операция "Арго" признана лучшим фильмом года
В Лос-Анджелесе прошла 85-я церемония вручения премий "Оскар". Лучшим фильмом года признан политический триллер "Операция "Арго", триумфально пробежавший весь марафон. Заветный конверт с названием фильма-победителя вскрыла на телеэкране первая леди США Мишель Обама.

Это один из редчайших в истории премии случаев, когда режиссера, поставившего лучший фильм, не оказалось в номинации лучших режиссеров. Хотя именно в этом качестве Бен Аффлек победил на "Золотом глобусе", в профессиональных пулах гильдий продюсеров, режиссеров и актеров. Но понять ситуацию можно: давно на финишной прямой не было так тесно. Претендентов, заслуживающих наград, значительно больше самих наград, и с дистанции с самого начала сошли очень сильные фильмы - такие, например, как "Мастер" Пола Томаса Андерсона (он получил только актерские номинации), или "Королевство полной луны" Уэса Андерсона, не получившее ничего. И остались без наград и "Звери дикого юга" Бена Зайтлина - фильм, который можно считать открытием года.

При этом шедевров, которые могут остаться в истории кинематографа и будут жить на экранах десятилетиями, в числе номинантов нет. Есть просто хорошие фильмы "мейнстрима", демонстрирующие завидное здоровье американского кино в годы тотального кризиса идей и финансов. Поэтому не было и очевидных всем художественных лидеров. Хотя были лидеры политические.

Сильным претендентом на главного "Оскара" поначалу казался другой политический триллер - "Цель номер один" Кэтрин Бигелоу, очень круто замешенный фильм о ликвидации Бен Ладена. Но его на взлете подбили две мощные ракеты: запущенное прессой предположение, что авторы снабжались информацией из закрытых источников ЦРУ, и обвинение в том, что авторы сильно преувеличили пытки по отношению к пленным террористам. Картина стала быстро и безнадежно тонуть и тоже осталась только в номинантах.

Безусловно политической картиной надо считать "Линкольна" Стивена Спилберга. Она страдает всеми родовыми слабостями байопика: умиление национальной иконой перехлестывает через край, хороший актер Дэниел Дэй-Льюис играет оживший памятник - но так серьезно и профессионально, что считался обреченным на премию. Все колесики и винтики национальной психологии медленно, но верно придвигали далеко не лучшую картину сильно ослабевшего режиссера к победе. В итоге Дэй Льюис побил рекорд, взяв своего третьего "Оскара".

Уверенно шли к победе и "Отверженные" - мюзикл, а стало быть - еще одна национальная икона. Но голосование академиков дало осечку, и монументальный фильм ограничился премией исполнившей роль Фантины Энн Хэтэуэй. Зато оправдались прогнозы по поводу "Джанго освобожденного": раскритикованный за неумеренную жестокость и легкомысленное обращение с темой рабства фильм и не мог получить главного "Оскара", но Тарантино вполне утешился второй своей премией за сценарий и призом открытому им актеру Кристофу Вальцу.

Чрезмерным представляется ажиотаж вокруг посредственной комедии "Мой парень - псих": актриса Дженнифер Лоуренс уверенно двигалась к "Оскару" и его получила, хотя практически все ее конкурентки были, на мой взгляд, на порядок сильнее, - прежде всего глубокая, самотверженная работа Эмманюэль Рива в "Любви". Эта картина Михаэля Ханеке тоже уверенно шла к победе и тоже победила, снискав в итоге такой груз мировых наград, что он давно перекрыл ее реальный художественный уровень. Так что сегодня большой день в Австрии: Ханеке вместе с Вальцем принесли ей новую славу.

Единственный, кроме "Арго", фильм, внушительному успеху которого рады, по-моему, все, - это "Жизнь Пи" и его режиссер Энг Ли, взявший своего второго после "Горбатой горы" "Оскара". Эта фантазийная картина получила четыре "Оскара", став лидером 85-й церемонии.

Успешно дебютировал в качестве ведущего церемонии актер, режиссер и певец Сет Макфарлейн, - тот самый счастливчик, который опоздал на роковой рейс авиалайнера, впоследствии захваченного террористами и погибшего вместе с башнями Всемирного торгового центра. Он провел вечер весело и непринужденно, подарив публике несколько бравурных, хотя и скабрезных музыкальных шлягеров. А вот широко разрекламированного "приношения" по поводу юбилея франшизы об агенте 007 так и не случилось: ни один из шести Бондов на сцену "Долби-театра" не вышел, все ограничилось периодически возникавшими мелодиями из фильмов и нарезкой хрестоматийных кадров.

А в целом напомню, что все это только баснословно дорогая игра, ипподром, обильно украшенный воздушными шариками, петардами и шутихами. В прямой трансляции с церемонии, которую провела "РГ" в ночь на понедельник, приведен обширный список фильмов, вошедших в историю кино и память человечества, но обделенных "Оскарами". Зато многие картины, признанные лучшими, уже через год-другой никто не вспоминал. Но - великая сила раскрутки - вся планета сломя голову бежит смотреть вполне рядовую ленту только потому, что ее осенило дыхание золоченого божка.

Кстати

Претендентов, заслуживающих наград, значительно больше самих наград, и с дистанции с самого начала сошли очень сильные фильмы. Такие, например, как "Мастер" Пола Томаса Андерсона (он получил только актерские номинации), или "Королевство полной луны" Уэса Андерсона, не получившее ничего. И остались без наград и "Звери дикого Юга" Бена Зайтлина - фильм, который можно считать открытием года.

Фоторепортаж

Закулисные признания победителей "Оскара"

Текст: Марина Очаковская (Долби-театр, Голливуд)
Киногод был интригующим. В прогнозах царил разброд. Но вот конверты вскрылись, интрига разрешилась, и счастливые победители по очереди устремились в пресс-центр.

"Арго" приплыл к золотому руну

Победа "Операции "Арго" была если и не предопределена, то подготовлена - и предварительными призами, и теплым отношением критиков. Но, конечно, вмешаться могли конкуренты, в первую очередь "Линкольн" Спилберга, обладающего колоссальным весом в киномире. Но случилось то, что случилось: актер и кинорежиссер Бен Аффлек, не получив ни одного "Оскара" по своим основным профессиям, стал обладателем главной премии года. Кроме него, статуэтки получили копродюсеры Джордж Клуни и Грант Хислов.

Джордж, скажите честно, после всей обильной жатвы предварительных призов вы были уверены в победе?

Джордж Клуни: Клянусь - нет! Мы как раз готовились, что пролетим, и что ничего страшного в этом нет. Фильм получил достаточное признание, у него успешная касса, чего еще желать? Мы были уверены, что лучшей объявят другую ленту. Какую - не скажу.

Бен, известно, что вы политически ангажированы, ходили даже слухи, что вы выставите свою кандидатуру в сенат США. Рассматриваете ли вы свой фильм как политическое заявление?

Бен Аффлек: Я об этом не думал. Когда я прочел сценарий, то был настолько захвачен им, что приложил массу сил для того, чтобы мне дали постановку. А потом уже начались съемки, и мне точно было не до политических заявлений. Режиссура захватывает полностью.

Как вы отреагировали, когда узнали, что не номинированы в категории режиссуры?

Бен Аффлек: Ну как я мог реагировать? Без радости. А потом, когда узнал, что нахожусь в хорошей компании неноминированных Кэтрин Бигелоу, Тома Хупера, Пола Томаса Андерсона и Квентина Тарантино, успокоился. Но в итоге я стою здесь и получаю поздравления...

Укротитель тигра

Выбор победителя в номинации за лучшую режиссуру стал увесистым тычком Спилбергу. Народное мнение сходилось в том, что "Линкольн" лучшим фильмом не признают, а вот его режиссер получит заветную статуэтку. Не вышло: приз ушел Энгу Ли за постановку фильма о драматическом содружестве мальчика и тигра.

Ваши фильмы насыщены визуальными эффектами. Будете ли вы и дальше идти по пути их активного использования?

Энг Ли: Абсолютно! Это - мой путь, я следую ему с тех пор, как увидел ленту Кубрика "2001: Космическая одиссея", а теперь мы получили в руки такой мощный инструмент, как 3D, который просто грех не использовать.

Вы получили уже второй "Оскар", что редкость для режиссера, принадлежащего к другой культуре. Как вы адаптировались в Голливуде?

Энг Ли: С трудом. Культурные различия играют существенную роль, их нужно преодолевать, что непросто. Здесь очень развит свой киноязык, которым необходимо овладеть, здесь иное использование техники, другая терминология, и вообще вся киноиндустрия настолько развита, что образовала свой мир, в котором нужно освоиться. Я стараюсь.

Трижды герой

Как и в прошлом году, когда все номинантки на приз за лучшую главную роль оказались в тени Мерил Стрип, которой просто нельзя было не дать награду, так и в этом году сильные номинанты в категории "Лучшая мужская роль" попали в тень Дэниела Дэй-Льюиса. В киномире он стоит на голову выше многих собратьев по профессии, и стал первым в истории актером, получившим все три "Оскара" за исполнение главных ролей.

Дэниел, вас не спрашивали, как вы, не американец, можете играть президента США, который считается воплощением американского характера?

Дэниел Дэй-Льюис: Достаточно, что я сам себя этим терзал. Согласиться играть эту роль было нелегким для меня решением, в том числе и по причине, которую вы назвали.

Все в Голливуде знают, что когда вы работаете над образом, то меняетесь сами. В своей благодарственной речи вы сказали, что жене за шестнадцать лет вашего брака пришлось жить с разными мужчинами. Как же ей это удается?

Дэниел Дэй-Льюис: Она умудряется найти индивидуальный подход к каждому из них. Они остаются довольны.

Кого бы вы хотели сыграть в будущем?

Дэниел Дэй-Льюис: И думать не хочу. Мне нужно несколько лет отдыха, чтобы прийти в себя после этой роли.

Союз писателей

В категории "Адаптированный сценарий" победителем стал Крис Террио ("Операция "Арго"), а в категории "Оригинальный сценарий" - Квентин Тарантино за сценарий "Джанго освобожденный". Это второй его "Оскар", первый он получил за сценарий "Криминального чтива".

Квентин, наверное, ни один из сценариев не критиковали так жестоко, как ваш. Чувствуете себя отомщенным?

Квентин Тарантино: На самом деле я рад критике: мне было важно разжечь дискуссию о роли рабства в американской жизни. И чем больше поленьев подбросят критики в этот костер, тем лучше.

Ваши фильмы замечательно принимаются не только в Америке, но и за рубежом.

Квентин Тарантино: Я не удивлен, поскольку отношусь к себе больше как к интернациональному, а не национальному режиссеру. Я очень интересуюсь тем, что происходит в кино других стран, и, конечно, этот интерес эхом отдается в моих фильмах, а они, в свою очередь, поэтому становятся ближе интернациональному зрителю.

Культура Кино и ТВ Мировое кино "Оскар"-2013 Кино и театр с Валерием Кичиным РГ-Фото Фото дня
Добавьте RG.RU 
в избранные источники