За последние несколько месяцев с менеджментом компании плотно работают правоохранители по фактам их противодействия акционерам компании. Поводом стало обращение в суды на Кипре и в Кемерово многолетних партнеров Нусенкиса и совладельцев активов Геннадия Васильева и Костаса Папунидиса, которые оспаривают в российских и европейских судах вывод активов ЗАО "МПО Кузбасс", в частности шахты "Заречная", на некое ООО "Интерконсалтинг", компании, принадлежащей Нусенкису. На балансе последней в результате серии сомнительных операций оказались и акции МПО, принадлежавшие Васильеву и Папунидису через компании Salesi InvestmentsLtd (Кипр) и Indtek Finance B.V. (Нидерланды). Постановлением следователя по ОВД Рудничного межрайонного следственного отдела по городу Кемерово следственного управления Следственного комитета РФ по Кемеровской области возбуждено уголовное дело N 13020260 по ст. 201 УК РФ ("злоупотребление полномочиями лицом, осуществляющим управленческие функции в коммерческой организации") по факту незаконного вывода долей в уставном капитале ООО "Угольная компания "Заречная", ООО "Сельскохозяйственное объединение "Заречье", ООО "Ю-Транс", принадлежавших ЗАО МПО "Кузбасс".
При выяснении обстоятельств произошедшего судебными приставами установлено, что ЗАО "МПО "Кузбасс" не находится по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ, местонахождение реестра акционеров неизвестно.
В процессе рассмотрения этих дел акционеры ЗАО "МПО "Кузбасс" столкнулись с явным противодействием МПО, связанным с получением информации о финансовой деятельности общества и выписок из реестра акционеров. Постановлениями РО ФСФР по СФО 14.01.13 г. вынесены шесть постановлений о привлечении ЗАО "МПО "Кузбасс" и его руководителя В. Шевцова к административной ответственности за грубое нарушение прав акционеров. Также РО ФСФР по СФО направлены в суд материалы в отношении Шевцова в связи с грубыми систематическими нарушениями и попытками скрыть информацию из системы ведения реестра от регулятора.
В результате сложилась ситуация, когда формально не может быть установлено местонахождение крупного предприятия. Сейчас ЗАО "МПО "Кузбасс" объявлено в розыск как уклоняющееся от исполнения требований приставов в связи с исполнением исполнительных документов, выданных на основании судебных актов Арбитражного суда Кемеровской области (постановление судебного пристава исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП по КО от 26.12.12 г.). Местонахождение руководителя ЗАО "МПО "Кузбасс" также неизвестно.
Как сообщила 11 февраля газета "РБКdaily", работа предприятий МПО дестабилизирована - они имеют задолженности перед бюджетами различных уровней и не выполняют свои обязательства по части социальных программ, ключевых для региона. По всей видимости, менеджмент компаний пытается списать провалы в работе на хозяйственный спор с акционерами, не допущенными к управлению компанией. Но, как известно, задолженность в бюджеты и невыполнение социальных обязательств не возникают внезапно, а являются результатом накопившихся за годы проблем в работе предприятия, за работу которого отвечает менеджмент. До настоящего времени суды становились на сторону Васильева и Папунидиса, которые отстаивают свои интересы, подтверждая свою позицию фактами. Стоит учитывать, что последний постоянно проживает на Кипре, а Васильев, являющийся депутатом Верховной рады Украины и бывшим генпрокурором страны, человек для Кузбасса посторонний, что исключает версию с использованием "административного ресурса". Впрочем, "своим" здесь вряд ли можно назвать и Нусенкиса. По сообщению местных СМИ, в Кемерово он не появляется, работники шахт много знают о нем также в основном по журналистским публикациям. Самого же угольного магната, проживающего в Подмосковье, в регионе практически никто и никогда не видел.
Активное использование офшорных схем владения собственностью угольных и металлургических предприятий Кузбасса доказывает, что собственность на ЗАО "МПО "Кузбасс" уже давно не "российская" и даже не "украинская", а "европейская". Вывод активов был де-факто завершен в середине двухтысячных, что и привело к печальной ситуации, в которой шахтеры и их семьи стали заложниками юридических споров и администрирования, направленного на смещение центра прибыли за пределы РФ.
В открытом письме, опубликованном в начале года Васильевым, он подчеркивает, что все действия, направленные на устранение непрозрачных схем владения и назначение дееспособного менеджмента, не будут иметь негативных последствий для работы шахт, и гарантирует выполнение ранее взятых от имени компаний социальных обязательств. Об официальной позиции Виктора Нусенкиса остается только догадываться: с момента начала последнего витка судебных разбирательств никакой реакции от него не последовало.
Зато по СМИ в России и Украине прокатился шквал публикаций, позиционирующих выяснение рейдерского вывода предприятий (уже упомянутая пропажа реестра акционеров и невозможность установить его местонахождение) чуть ли не в плоскости геополитических противоречий двух стран. Вряд ли кто-то всерьез может считать, что объем бизнеса "Заречной", являющейся отнюдь не самым крупным угольным предприятием региона, может стать поводом для недоразумений на межгосударственном уровне..