Искусство ковроделия на территории Азербайджана берет свое начало, по мнению исследователей, еще с бронзового века. Со времен Средневековья сотканные азербайджанскими мастерами ковры выступали в качестве предметов роскоши: гости из разных стран, побывавшие в Азербайджане, вывозили их в качестве товаров и подарков.
Не случайно уже начиная с XV века азербайджанские ковры изображались на полотнах знаменитых европейских живописцев. Как символ богатства и причастности к высокой культуре, они запечатлены на многих картинах великих художников Европы. Например, ковер типа "Зейва" вписан в картину "Мадонна Каноника" Яна ван Эйка (XV век), Пинтуриккьо в "Сцене из жизни Энея" изобразил ковер типа "Гянджа", а нидерландский художник XV века Ганс Мемлинг включил изображения азербайджанских ковров сразу в несколько своих произведений, в том числе в известный триптих, посвященный Деве Марии.
В наши дни старинные азербайджанские ковры украшают интерьеры дворцов мира, Белого дома и госдепартамента США, хранятся во многих знаменитых музеях, включая Музей Метрополитен в Нью-Йорке, Музей изящных искусств в Бостоне, Музей искусств в Филадельфии, Лувр в Париже, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Эрмитаж, Ватикан и т. д.
В 1967 году в Азербайджане был открыт первый в мире Музей ковра, который долгое время оставался единственным в своем роде. Спустя десятилетие он был принят в семью Международного совета музеев. Коллекции этого музея (в его фондах хранится свыше 10 тысяч ценнейших экспонатов) послужили основой для проведения по линии ЮНЕСКО в 1983 и 1988 гг. в Баку международных симпозиумов "Искусство восточных ковров".
В прошлом году для Государственного музея азербайджанского ковра и народно-прикладного искусства было построено новое здание современной архитектуры, имеющее форму свернутого в трубку ковра. Это оригинальное строение возведено в Баку, на территории Национального приморского парка на основе совместного проекта Фонда Гейдара Алиева, Министерства культуры и туризма и ЮНЕСКО. В здании разместились реставрационная лаборатория, хранилища, зал для церемоний и аудиовизуальных презентаций, помещения для тканья ковров, открытый и крытый выставочные залы.
В 2006 году при поддержке Московского бюро ЮНЕСКО вышел диск под названием "Азербайджанские ковры" с видеоклипами и статьями по искусству азербайджанских ковров. Диск включает разделы по истории, технике, школам азербайджанского ковроткачества, образцам ковров, коллекциям в музеях мира. С 2011 года в стране издается научно-художественный журнал "Азербайджан халчалары" ("Азербайджанские ковры"), учрежденный ковродельческой компанией "АзерИльме". С июня прошлого года журнал включен в список научных изданий, в которых публикуются основные выводы диссертаций в Азербайджанской Республике. А на днях у журнала появился собственный сайт: carpetsmagazine.com, действующий на трех языках - азербайджанском, русском и английском.
Но главным достижением нашей страны в деле современной пропаганды азербайджанских ковров стало, безусловно, включение в ноябре 2010 года традиционного искусства ковроделия в Азербайджане в репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества.