25.02.2013 23:39
    Поделиться

    Оборонная промышленность будет работать в новом правовом поле

    В пятницу были приняты поправки к Закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Кроме того, как сообщил первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев на заседании Ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям", уже идет подготовка ко второму чтению законопроекта "О государственном стратегическом планировании", а в Закон "Об обороне" планируется внести изменения и уточнения.

    "Этот пул законов изменит правовое поле, - отметил Владимир Гутенев. - Эти законы позволят решить большой круг задач, которые стоят перед оборонной промышленностью сегодня".

    По словам экспертов, измененный Закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" позволит существенно снизить неоправданные издержки предприятий, приведет к надежному управлению технологическими и экономическими рисками производственной деятельности.

    Одной из основных новаций является уточнение и введение гармонизированных с законодательством Евросоюза критериев идентификации опасных производственных объектов по 4 классам опасности. Это позволит разделить по классам опасные производственные объекты, которых сегодня насчитывается около 300 тыс. К основному, первому классу будет отнесено не более 1,3 тыс. объектов, ко второму - около 7 тыс. Остальные объекты уйдут в третий, четвертый класс или вообще выйдут из числа опасных.

    Закон позволит дифференцировать меры обеспечения промышленной безопасности, устранить различные административные барьеры, а главное, существенно сократить издержки бизнеса на декларирование опасных объектов и получение необходимых лицензий.

    Принятие закона "О государственном стратегическом планировании" позволит создать инструменты развития в тех отраслях, где краткосрочные рыночные механизмы оказываются неэффективными. "Планирование на результат позволит существенно повысить эффективность использования основных ресурсов и инструментов, придать дополнительную динамику развития отрасли, выйти на поставленные президентом и правительством страны ориентиры по темпам роста, - комментирует законопроект Владимир Гутенев. - Очень важно, что долгосрочный характер планирования позволит грамотно учесть долгосрочные факторы - научно-технологический прогресс, уровни профессионального образования, подготовки и закрепления квалифицированных кадров. Человеческий капитал играет одну из главнейших ролей в повышении конкурентоспособности вообще всех промышленных отраслей в целом, а в оборонном комплексе его значимость трудно переоценить. Поэтому мы должны уделять более пристальное внимание не только подготовке кадров, но и внедрять специальные программы, которые бы позволили удержать специалистов на предприятии".

    В соответствии с законопроектом N 143899-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предлагается разработка документов: Плана обороны РФ, включающего в себя комплекс взаимоувязанных документов военного планирования, Плана мероприятий, выполняемых при нарастании угрозы агрессии против РФ до объявления мобилизации, и Плана оперативного оборудования территории РФ в целях обороны.

    Однако модернизация оборонной отрасли будет осуществляться не только в законодательном плане. Средства, выделенные государством на ОПК, а это около 3 трлн рублей, будут направляться, в первую очередь на переоснащение предприятий и закупку новой техники вооружения.

    По словам экспертов, сегодня многие предприятия ОПК не соответствуют современным требованиям ни по структуре, ни по технологическому устройству. Также низка производительность труда, а технологическое оборудование морально себя изжило. По разным оценкам, на предприятиях ОПК устаревшего оборудования от 15 до 20%.

    Еще одна проблема заключается в отсутствии программных проектов.

    "Нужно не просто что-то делать, а делать это системно, - уверен президент, генеральный конструктор компании "Раменское ПКБ" Гиви Джанджгава. - Нам нужно не бежать за конкурентом, потому что мы его не догоним, т.к. скорость нашего бега очень низка, а дать конкурентам асимметричный ответ. Нужно найти прорывные проекты. Однако такие проекты невозможно реализовать на старых станках, поэтому переоснащение предприятий необходимо в первую очередь. Только так мы сможем делать современную продукцию".

    Также нерешенной остается проблема финансирования научных проектов. По словам экспертов, финансирование ОКРов и НИОКРов в оборонной сфере, которое всегда осуществлялось за счет средств государства, теперь в связи с вступлением России в ВТО остается под большим вопросом.

    "Сейчас, когда Россия вступила в ВТО, нам надо пристальнее следить за последствиями своих действий, - предостерегает вице-президент Ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям" Борис Алешин. - Все то, что мы делали в НИОКР за бюджетный счет, теперь становится проблематичным. ОКРов как таковых практически нигде нет. И это может вылиться в большую проблему в ближайшее время. НИОКРы в гражданской сфере не финансируются и не поддерживаются. У нас есть оборонка и армия, которая поддерживается и финансируется государством, а вот доведением разработок до производства для гражданской сферы чиновники напрямую не занимаются".

    По мнению экспертов, в решении этой проблемы эффективным инструментом могло бы стать привлечение средств бизнеса. "Оборонку уже на протяжении нескольких лет приучают работать с использованием рыночных механизмов, потому что, с одной стороны, есть задачи оборонной безопасности, которые необходимо выполнить, а с другой стороны, есть инновационные задачи - прекрасный способ прорыва на международный рынок, но которые не могут быть реализованы без применения рыночных правил, привлечения бизнеса", - уверен Борис Алешин.

    По мнению экспертов, сегодня прорывные технологии - это единственный способ обеспечить конкурентоспособность отечественной оборонной продукции на международном рынке. Однако без господдержки, в особенности законодательной, такого результата добиться будет невозможно.

    Поделиться