Впрочем, в этом есть свой резон. Пока в структуре экономики наблюдается относительный баланс: предприятия частного и государственного секторов занимают примерно по 50%. Но если посмотреть финансовый выхлоп, результат будет не в пользу последнего. Что и немудрено: приватизировали в свое время исключительно лакомые кусочки. И отдача в ВВП от частного алюминиевого или нефтеперегонного завода, разумеется, будет на несколько порядков выше, чем от ФГУП.
Другое дело: а сможет ли государство заставить владельцев предприятий вкладываться в модернизацию? Ведь она не сулит сиюминутной выгоды. Но вопросы у объединений предпринимателей вызвали не только источники финансирования госпрограммы. "Документ лишь в незначительной степени учитывает интересы бизнеса, а именно развития промышленных инновационно активных предприятий (прежде всего малых и средних), и в целом вряд ли создаст необходимую институциональную среду для реализации целей и задач сначала восстановления, а затем качественного прорыва "новой индустриализации" в развитии российской промышленности", - считает президент ТПП РФ Сергей Катырин.
Программа только начала действовать, а эксперты уже призывают к ее доработке. "В программе даны нереалистичные оценки, - утверждает директор департамента стратегического анализа компании "ФБК" Игорь Николаев. - Так, например, в автопромышленности прогнозируется на 2013 год существенный рост продукции (легковые автомобили +6,7%, тракторы +10%, бульдозеры +27,5%), в то время как сами автопроизводители, основываясь на оптимистичных прогнозах, говорят, что производство останется на прежнем уровне". А по мнению первого исполнительного вице-президента РСПП Александра Мурычева, главный недостаток программы - отсутствие системы преференций и мотиваций для малого и среднего предпринимательства, создающего добавленную стоимость. Поэтому для бизнеса необходимо обеспечение госгарантий на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном, а также комплексное обеспечение поддержки экспорта.
С экспортом у нас действительно дела неважнецкие. Вот что туда идет на ура - так это сырье. Поэтому добывающие отрасли у нас в основном и развиваются. По словам Сергея Катырина, динамика последних лет свидетельствует о значительном сокращении хозяйствующих субъектов в сфере переработки. Так, за последние 6 лет при общем росте числа предприятий на 1,2%, их число в обрабатывающих производствах уменьшилось на 15,8%, в том числе по производству машин и оборудования на 39,1%, в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве на 34,1%.
При этом мнение экспертов ТПП сводится не к требованиям немедленной коррекции программы (хотя определенные доработки необходимы), поскольку сам документ предполагает гибкость и возможность реагирования на изменяющиеся условия в ходе ее реализации, а в большей степени к необходимости разработки доктрины промышленной политики. В ней необходимо сформировать понятийный аппарат, в котором будут даны определения промышленной политики, промышленной деятельности, промышленного производства и ряда других, непосредственно связанных с промышленностью понятий. Доктриной должны быть предусмотрены формы, условия и порядок поддержки субъектов промышленной деятельности. Она должна включать в себя финансовую, имущественную, информационную и консультационную поддержку таких субъектов, поддержку в области инноваций, в сфере внешнеэкономической деятельности, раскрыты вопросы кадрового обеспечения промышленности.
Требования к доктрине совпадают с содержанием проекта ФЗ "О промышленной политике", разработанного ТПП РФ.
После принятия доктрины, считает Сергей Катырин, необходимо принятие отраслевых и межотраслевых программ, которые будут раскрывать, как будет исполняться каждый аспект доктрины. В программах должны быть прописаны ответственные лица в министерствах и регионах, которые будут отвечать не только "за осуществление политики" в своих отраслях, а за конкретные штуки, тонны, километры. Именно промышленная доктрина должна стать тем стержнем, который объединит все отрасли отечественной промышленности.