"Руководители региона, - написано в документе, - недооценивают серьезность сложившейся ситуации в сельском хозяйстве и не принимают никаких дополнительных усилий для помощи селянам".
Аргументация у директорского корпуса имеется. Кредиторская задолженность сельхозпредприятий в 3-5 раз выше дебиторской. Рентабельность едва укладывается в 2-3 процента. По сравнению с 2011 годом закупочная цена литра молока снизилась на полтора рубля. Для сравнения: себестоимость литра - 18-22 рублей, а средняя цена реализации - 14-15. При этом только услуги ветеринаров подорожали в четыре с лишним раза.
Трудное молоко
Мнение сельхозпроизводителей на одном из последних совещаний концентрированно выразил руководитель СПК "Бабаевский" Иван Крылов:
- Сегодня областные власти многое делают для поддержки иностранных инвесторов. Тем временем наши хозяйства - те же инвестиционные площадки.
А помощь селянам нужна как никогда, считает председатель комитета по земельной и аграрной политике, природопользованию и экологии Заксобрания области Александр Горшков. Не успели крестьяне оправиться от последствий засушливого лета-2010, как надвинулись новые проблемы. Самая глобальная - катастрофичное снижение закупочных цен на молоко. При этом электроэнергия подорожала на шесть процентов, газ - на 15, а ГСМ - в 2,7 раза.
Интересно, что госстандарт по молоку - 3,4 процента жирности и три - белка. Однако требования перерабатывающих заводов жестче: жирность - 3,6, белок - 3,1 процента. Из-за этого селяне теряют на каждом литре 54 копейки.
Как рассказал гендиректор ООО имени Лакина Николай Шраменко, фактическая себестоимость производства молока за десять месяцев у них составила 11 рублей за килограмм, средняя цена реализации - 14 рублей. Вроде бы получается прибыль, с которой можно развиваться, однако денег в хозяйстве нет. В затраты на производство молока не включаются кредиты на реконструкцию и строительство животноводческих помещений, без которых ни одно хозяйство развиваться не может. А с их учетом реальная себестоимость молока поднимается до 18 рублей за килограмм.
Чтобы сохранить современное сельское хозяйство и рабочие места, Союз производителей молока просил изыскать в областном бюджете сумму на прямую дотацию разницы в три рубля за кило. Власти утвердили сумму в полтора.
Дошли до точки?
В тяжелом положении оказались не только те, кто занимается производством мяса и молока. Убыточным становится выращивание и зерна, и картофеля.
В 2010 году в ООО "Мечта" недосчитались 50 миллионов рублей из-за засухи. В 2011-м - тоже 50 миллионов, из-за отсутствия рынка сбыта. В 2012-м сконцентрировались на поливе, затратили огромные деньги, но 50 гектаров картофеля не позволили убрать погодные условия. В итоге себестоимость килограмма достигла 7,2 рубля, а закупка идет по 4-5 рублей. Либо закрывай предприятие, где работают 90 человек, либо бери кредиты.
Между тем о кризисе говорят отнюдь не отстающие предприятия, а самые что ни на есть передовые, известные далеко за пределами области.
- Мы учли все факторы, вошли в нацпроект, в течение года сдавали все молоко высшим сортом, но наши достижения растворились в росте цен, - констатирует директор ООО "Рождество" из Петушинского района Джон Кописки. - Нам не хватает 25 миллионов, чтобы погасить финансовую нагрузку на кредиты, зарплату, оборудование, энергоносители, моющие средства. Мы подошли к точке невозврата и без помощи государства закроемся.
Большая беда, по признанию селян, - недостаточность финансовой подпитки из облбюджета. На поддержку сельского хозяйства в казне запланировано более двух миллиардов рублей, что на 15,5 процента больше, чем в прошлом году. Однако аграрии восприняли данный рост без восторга.
Отличия между представлениями управленцев и тем, что происходит в отрасли на самом деле, как считают профессионалы, достигли катастрофических размеров. Как вариант, депутаты регионального парламента предложили селянам самостоятельно разработать проект программы, где четко и подробно будут расписаны все нюансы распределения денежных средств на АПК.
Негде строить
За последние годы в СПК "Новосельское" Суздальского района с помощью нацпроекта построены четыре животноводческих помещения. И в то же время, считает его руководитель Владимир Ярославцев, государство одной рукой дает, а другой отбирает. Речь о расширении границ населенных пунктов за счет перевода сельхозугодий в другую категорию.
- Решение по данной процедуре должно приниматься не на уровне поселковых советов, а, как минимум, Законодательным собранием и губернатором, - считает аграрий.
Понимая, что кадры без жилья не сохранить, многие руководители комплексов дают селянам не только работу, но и кров. Однако самим хозяйствам земля на такие цели малодоступна.
- Строить жилье на селе невозможно, - говорит Александр Горшков, возглавляющий ООО "Стародворский". - Нет денег на выкуп земли под коттеджи для работников. Совхозу "Гавриловский" за землю под пять домов нужно заплатить Суздальскому району полтора миллиона рублей! А логично было бы в рамках программы по социальному развитию села выделять землю бесплатно, хотя бы на эти цели.
Александр Трутнев, замдиректора департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области:
- Проблем в сельском хозяйстве действительно накопилось немало. Все требования резолюции рассмотрены, направлены письма в минсельхоз. Достигнута договоренность об отсрочке платежей в связи с несвоевременной выплатой субсидии по кредитам сельхозпроизводителям с Россельхозбанком и Сбербанком. И все-таки отмечу, что за последние годы поддержка сельхозпроизводителей выросла существенно. Если в 2007-м она составляла около 500 миллионов рублей, то в этом с учетом федеральной поддержки планируется направить 1,8 миллиарда. Но вступление в ВТО накладывает на нас определенные ограничения. Одно из них - по так называемой "желтой корзине". И сейчас мы делаем крен в сторону стимулирования потребительского спроса на продукцию селян. Так, дотации на закупку минудобрений, средств защиты растений, ГСМ будут заменены другими направлениями поддержки.