По словам эксперта, в ближайшие годы ожидается дальнейшее развитие российского рынка соковой продукции. "Но, конечно, уже не будет таких темпов роста, какие были до 2008 года, - считает эксперт. - Это связано прежде всего с тем, что мы достигли уже достаточно больших объемов потребления, но некоторый рост мы прогнозируем".
Сегодня по уровню потребления Россию можно сравнить с такими странами, как Германия (2,733 млрд л), Франция (1,713 млрд л) и Великобритания (1,068 млрд л). В среднем россиянин выпивает 21 л сока в год, это почти столько же, сколько в среднем по Евросоюзу, но в США, Нидерландах уровень потребления соковой продукции в два раза выше и составляет 50 литров в год. Так что нашему рынку есть еще куда стремиться.
За прошлый год сок в России подорожал по сравнению с 2011 годом на 3,6 рубля - до 46,2 рубля в среднем за литр. Как пояснили представители союза, это произошло из-за удорожания сырья. По словам директора по маркетингу компании "Мултон" Пьера Филиппенко, подорожание некоторых видов сырья составило от 15% до 40%. При этом структура рынка и потребления (вкусовые предпочтения, доли брендов, виды упаковок и т.д.) несколько изменилась.
По данным исследовательской компании Canadean, которые привел П. Филиппенко, общий объем потребления соков в РФ в 2012 году сократился на 9% - до 768,1 млн литров, нектаров - на 1%, до 1,79 млрд литров. В то же время потребление сокосодержащих напитков выросло на 24% - до 321,5 млн литров.
Премиальный сегмент (68,2-72,9 рубля за литр) российского рынка сока сократился до 10,3% против 10,6% в 2011 году, среднеценовой (51,7-56,8 рубля) - до 6,8% против 7%, низкоценовой (33,3-36,6 рубля) - до 14,3% против 15,7% соответственно.
Доля продукции в массовом сегменте (41,4-44,9 рубля) увеличилась до 60,3% против 58,8%. Продукция под частными марками (27,4-30,8 рубля) в 2012 году заняла 8,3% рынка против 7,9% в 2011 году. Если посмотреть на опыт Европы, то можно предположить, что частные марки будут развиваться.
По данным РСПС, по итогам 2012 года крупнейшим игроком на рынке соковой продукции в России остается компания PepsiCo, на которую приходится более 40% объема производства: 21% выпускает завод "Лебедянский" и 19% - "Вимм-Билль-Данн" (ВБД), входящие в состав концерна. Доля Coca-Cola составляет 24%: 17% производится на ее заводе "Мултон" и 7% - на предприятии "Нидан Соки".
Таким образом, доля этих соковых гигантов за последний год несколько сократилась. Ранее союз сообщал, что по итогам 2011 года на ВБД приходилось 20,5% производства, "Лебедянский" - 24,9%; "Мултон" - 16,7%, "Нидан" - 9%.
Третьим по величине производителем является компания "Сады Придонья", доля которой по итогам 2012 года увеличилась с 6,7% до 9%. На "СанФрутТрейд" приходится около 5% рынка, на "Прогресс" - 4%, "ИнтерАгроСистемы" - 3%. Частным маркам ретейлеров принадлежит 7%.
Причем 50% рынка сейчас аккумулируют пять брендов: на марку "Добрый" приходится 17%, "Фруктовый сад" - 14,6%, "Любимый" - 10,8%, "Моя семья" - 6,8%, "100% Gold" - 4,1%.
Вкусовые предпочтения россиян и европейцев имеют несколько отличий, например, россияне больше всего любят яблочный сок (17,5%), а европейцы отдают предпочтение апельсиновому (38,5%). На втором месте у России стоит апельсиновый сок (13,1%), а у европейцев фруктовые смеси (19,9%). При этом наблюдаются очень интересные аномалии: так, пассажиры самолетов почему-то предпочитают томатный сок, а у жителей Сибири на третьем месте не мультифрукт, как у большинства россиян, а персик.
В рекламных роликах демонстрируются ухоженные сады, наливные плоды, и можно подумать, что это заслуга самих производителей соков. На самом деле они ничего не выращивают, а закупают готовое сырье, причем чаще всего в виде концентратов. Для производителей соков очень важно, чтобы сырье всегда было под рукой. Производство не терпит никакой сезонности, никаких перебоев. Сырье используется в основном зарубежное, наше - только при производстве яблочного сока, и то не всегда, наши яблоки недостаточно сладкие для соков. Но производители все же жестко контролируют поставки сырья.
По данным аналитического обзора SIG Combibloc, к ключевым факторам, которые должны обеспечить успешное развитие сокового рынка в перспективе, относятся интерактивность и мультимедийность, пропаганда позитивного имиджа соков как таковых, создание эмоциональных связей с потребителем и широкое использование упаковки как инструмента коммуникации.
По данным фокус-групп АС Consulting, потребители ожидают от упаковок с соком изображение крупных сочных фруктов, а также отмечают важность общего цвета упаковки - он должен быть натуральным: зеленым или белым.
По словам креативного директора агентства Getbrand Андрея Горнова, глобальные тренды в упаковке соков определяются эмоциональными характеристиками самого продукта, потребительскими ожиданиями. Покупатель ждет от сока в первую очередь пользы. Энергия, полезность, свежесть - важные для покупателя ощущения при выборе сока, и это понимают все производители. Однако к этим ценностям могут добавляться и другие, как это происходит с соками премиум-категории. Здесь речь идет уже не только о пользе, но и еще об определенном уровне и стиле жизни, к которому потребитель приобщается в момент покупки.