- Это правильное решение, - отмечает Аркадий Оганян. - Мы уходим от печально известного федерального закона N 94 и бессмысленного занижения конкурсных цен. А самое главное - гарантированно получают работу крупные судоремонтные предприятия.
Ранее контракты по гособоронзаказу благодаря "игре на понижение" зачастую удавалось получить мелким частным предприятиям, не имеющим ни оборудования, ни производственных мощностей. Ситуация достигла предельного накала, когда в 2009 году судоремонтные заводы были вынуждены ремонтировать атомные подводные лодки фактически без заключения контрактов. Дело дошло до того, что рабочим предприятий ОПК в Мурманской области на четыре месяца задержали зарплату из-за отсутствия финансирования заказов со стороны Минобороны.
Ситуация была разрешена в 2010 году, когда Владимир Путин приказал подписать все контракты. Вскоре задолженность по зарплате перед судоремонтниками была погашена. А затем вышло постановление правительства РФ о том, что ОСК получит трехлетний контракт на ремонт кораблей ВМФ как единственный исполнитель подобного рода работ. В частности, по Северному флоту единственным исполнителем гособоронзаказа стал входящий в состав ОСК Центр судоремонта "Звездочка". Благодаря этому решению "Звездочка" получала в январе-феврале 100-процентное авансирование годовых работ, что позволяло ей тут же загружать работой филиалы, а те смогли авансировать своих контрагентов.
Удалось найти решение еще одной проблемы, когда необоснованно определяли стоимость контрактов, не учитывая все этапы технологической цепочки. Последствия оставались теми же - искусственно созданные убытки предприятий ОПК. Примером может служить ситуация с судном "Яуза", на модернизацию которого завод заключил контракт с минобороны в 2008 году. По этому контракту к концу 2010 года "Нерпа" получила полный объем финансирования - 1,757 млрд руб. Но в комплекте конкурсной документации не было ни техзадания на проект, ни ремонтных ведомостей. До сих пор непонятно, из каких соображений исходило министерство при формировании начальной цены, которая составляла 1,95 млрд и "усохла" по итогам конкурса. В реальности необходимая сумма на переоборудование "Яузы" по проекту, который разработало "КБ "Вымпел" после заключения контракта, - почти 5 млрд рублей. После сдачи судна в июле 2013 года, когда затраты станут окончательно ясны, руководство предприятия намерено взыскать их через суд.
Сейчас ситуация меняется, о чем свидетельствует процесс заключения контракта на ремонт АПЛ "Вепрь", которая в августе 2012 года пришла на СРЗ "Нерпа" для восстановления технической готовности. Первым этапом контракта стало освидетельствование материальной части субмарины с составлением ремонтной ведомости и просчетом цены ремонта. В формировании стоимости работ будут участвовать не только военные, как было раньше, но и непосредственные исполнители работ. Освидетельствование предполагается закончить в мае 2013 года. К этому сроку "Нерпа" должна подготовить ремонтные ведомости с объемом работ, калькуляцию цены и технологический график ремонта корабля.
Практика уже показала, что для качественного исполнения гособоронзаказа по восстановлению боеспособности военных кораблей больше ничего не требуется. Судоремонтники мечтают, чтобы подобный алгоритм сохранялся и в дальнейшем.