25.02.2013 23:46
    Поделиться

    Таможенное декларирование будет организовано по удаленному выпуску

    Центральное таможенное управление (ЦТУ) проводит эксперимент. Цель - организовать таможенное декларирование по технологии удаленного выпуска с участием Калужской и Шереметьевской таможен. Проект касается товаров, которые перевозятся самолетами, и основан на разделении таможенных операций на документальный и фактический контроль.

    Документальный контроль ввозимых в Калужскую область товаров для компаний "Самсунг" и "Фольксваген" через аэропорты Шереметьево и Домодедово проводит Калужская таможня, а фактический - Шереметьевская. Это сократило время оформления и логистические издержки. На середину февраля таким образом было оформлено 355 деклараций. На заседании консультативного совета по работе с участниками ВЭД при ЦТУ представители бизнеса высоко оценили результаты применения такой схемы. И высказали желание расширить применение "удаленной" технологии во взаимодействии с таможенными органами, расположенными в морских пунктах пропуска.

    - ЦТУ давно уже является главной экспериментальной площадкой при апробации и внедрении новейших технологий и программных продуктов. Здесь была выпущена первая электронная грузовая таможенная декларация ЭД-1, первая декларация ЭД-2 с применением Интернета, первая декларация по технологии "удаленного" выпуска. Как обстоят дела с применением этих технологий?

    Сергей Прусов, начальник Центрального таможенного управления, генерал-лейтенант таможенной службы: Интернет-декларирование идет по нарастающей. Так, если за 2011 год доля электронных деклараций на товары (ЭДТ) от общего декларационного массива по ЦТУ составила 77 %, то за 2012 год она возросла до 95 % и продолжает увеличиваться. С помощью этой технологии мы добились сокращения времени таможенного оформления, минимизации архива бумажных носителей информации, доступности предоставления сведений участниками ВЭД для декларирования и т.д. При этом действия должностного лица таможенного органа ограничены рамками электронного регламента. А это, в свою очередь, снижает вероятность коррупции.

    Развитие электронного декларирования стало фундаментом для внедрения технологии удаленного выпуска. Это позволяет переориентировать грузопотоки из Московского региона, а также более эффективно перераспределить наши кадровые ресурсы. Участники ВЭД значительно сокращают логистические расходы. За 2012 год было выпущено по этой технологии более 77,7 тыс. электронных деклараций на товары.

    В свою очередь, развитие электронного декларирования и технологии удаленного выпуска стало предпосылкой для создания принципиально новой формы таможенных органов - центров электронного декларирования (ЦЭД).

    В настоящее время в системе ФТС функционирует 26 центров электронного декларирования, большая часть из которых (девять) расположена в регионе деятельности ЦТУ. Мы их рассматриваем как своеобразную модель таможни будущего, где совершенствуется таможенное администрирование и возможно создание эффективной системы таможенного контроля при одновременном упрощении и ускорении таможенных процедур. По состоянию на конец 2012 года ЦЭДами выпущено 67,59 тыс. ЭДТ с применением технологии удаленного выпуска. Московский ЦЭД работает не только как таможенный пост, но и в какой-то мере как ситуационный центр и учебная площадка. Остальные больше ориентированы именно на внешнеэкономическую деятельность.

    - Сейчас ЦТУ реализует концепцию переноса мест таможенного оформления и контроля к государственной границе, "дорожную карту" по совершенствованию таможенного администрирования, оптимизирует структуру таможенных органов. Как идет этот процесс?

    Прусов: Реорганизация таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области, являлась фактически начальным этапом реализации концепции. Таможенное оформление поэтапно было переведено из столичного региона в приграничные субъекты РФ. Сейчас в Московском регионе работают две таможни - Московская, имеющая в своей структуре специализированные таможенные посты, и Московская областная, которая обеспечивает таможенное оформление товаров, необходимых для полноценной деятельности столицы и области. Это и потребительские товары, и грузы, обеспечивающие деятельность предприятий региона.

    Оптимизация оформления идет по плану, предусмотренному "дорожной картой". Планируется упростить порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, усовершенствовать операции и процедуры, сделать их более простыми, быстрыми, прозрачными, менее затратными с одновременным повышением эффективности таможенного контроля благодаря применению современных информационных технологий и смещению акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров. Кроме того, "дорожная карта" предполагает создание надлежащей инфраструктуры в многосторонних автомобильных пунктах пропуска (МАПП), достаточной для совершения таможенных операций в максимально короткие сроки.

    Стратегией развития таможенной службы до 2020 года предусматривается оформление на таможенно-логистических терминалах (ТЛТ) до 65% перемещаемых товаров. Сегодня в зоне нашей ответственности уже действует 13 ТЛТ. Продолжается реорганизация таможен, в которых отсутствуют сухопутные пункты пропуска. С 1 ноября 2012 года реорганизованы шесть таможен ЦТУ: Тамбовская присоединилась к Воронежской, Орловская - к Курской, а Костромская - к Ярославской. Сокращены таможенные посты, имеющие низкий объем декларирования, и управленческие аппараты бывших Костромской, Орловской и Тамбовской таможен. С 26 декабря 2012 года Рязанская таможня присоединилась к Владимирской.

    - Понятно желание участников ВЭД иметь под боком "свою" таможню. И от бизнеса часто звучат упреки, что оптимизация структуры ЦТУ нарушила логистику их поставок и увеличила затраты. Все-таки сокращение мест таможенного оформления - это благо или дополнительные проблемы для столичных предпринимателей?

    Прусов: В самом начале реализации концепции, в 2009 году, мы действительно сталкивались с подобными проблемами, так как некоторые представители бизнеса оказались неготовыми к изменению логистических схем либо не хотели ничего менять. Но планомерная работа, открытое обсуждение проблемных вопросов, а также активное внедрение перспективных таможенных технологий позволили снять остроту вопроса.

    Оптимизация таможенных органов в Москве и области назрела давно. Посудите сами: еще 3-4 года назад ежедневно около двух тысяч большегрузных машин въезжали в столицу с одной-единственной целью: пройти таможенное оформление. Затем большинство из них везло товар потребителям из других регионов. Но ведь куда логичнее пройти всю эту процедуру, минуя столичные пробки!

    А с применением перспективных таможенных технологий, в частности удаленного выпуска, который позволяет провести все необходимые таможенные операции на границе, не покидая московского офиса, у столичных бизнесменов появилась возможность значительно сократить затраты и оптимизировать транспортно-логистические потоки.

    Поделиться