В первую очередь бизнес рассчитывает, что в текущем году будут внесены корректировки в Закон "О бухгалтерском учете". Он вступил в действие с начала 2013 года, но уже нуждается в редактуре. Основная претензия к документу кроется в том, что он обязал весь мелкий бизнес, применяющий упрощенную систему налогообложения (УСН), вести бухгалтерский учет. "Раньше ИП и организации, которые находятся на "упрощенке", вели только книгу учета доходов и расходов. Это было по силам даже самому руководителю, без привлечения бухгалтеров. Теперь организациям требуется вести полноценный бухгалтерский учет: налоговые регистры, план счетов, подавать налоговые декларации. Возникает необходимость найма профессиональных бухгалтеров, что далеко не всем компаниям малого бизнеса по карману", - считает Антон Соничев, адвокат компании "Налоговик".
Документ, который избавит компании от лишней работы, уже подготовлен.
"В конце прошлого года внесены поправки в ФЗ "О бухгалтерском учете", которыми предлагается оставить компаниям на УСН ту форму бухотчетности, которая существовала до 31 декабря 2012 года", - говорит Рафаэль Марданшин, член Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному,арбитражному и процессуальному законодательству. "И это самое важное решение в 2013 году, которого ожидает малый бизнес", - подтверждает Антон Соничев.
Во-вторых, в этом году начинает работать большой блок статей Налогового кодекса (НК), которые касаются сделок между взаимозависимыми юридическими лицами. Сегодня популярно построение бизнеса по так называемой холдинговой схеме, когда компания состоит из ряда юридических лиц. В этой группе фирм возникают денежные взаимоотношения: организации сбывают друг другу товары и оказывают услуги.
Государство посчитало, что в таких холдинговых структурах компании продают друг другу товары и услуги дешевле или дороже их реальной стоимости. Это делается, чтобы перераспределить налоговую нагрузку внутри холдинга.
Нормы закона о трансфертном ценообразовании действуют с 2012 года, но в полной мере компаниям предстоит познакомиться с ними на практике только сейчас. В 2013 году заканчивается некий мораторий на наказания за нарушение рыночности цены по контролируемым сделкам.
В-третьих, в 2013 году продолжится работа налоговых органов по совершенствованию аналитической работы. Уже сегодня результативность проверок стремится к 100%. "Существуют аналитические программы, позволяющие визуально выстроить цепочки взаимоотношений между юридическими лицами. И это помогает налоговым органам повышать сборы в бюджет", - говорит Антон Соничев.
Ревизоры и в дальнейшем будут нацелены на сбор сведений о компаниях и устранение "серых" зон. В 2013 году могут появиться ограничения по сделкам с контролируемыми иностранными компаниями в целях ликвидации махинаций с применением низконалоговых юрисдикций. Ужесточается ответственность за сокрытие счетов и вкладов в иностранных банках. В этом направлении уже сегодня проделана большая работа, со многими странами, которые раньше не разглашали данные о владельцах компаний и клиентах банков, достигнуты договоренности об обмене сведениями.
Наконец, в этом году, скорее всего, будет принято решение об обязательной процедуре досудебного урегулирования споров в вышестоящем налоговом органе. Раньше это правило касалось только выездных и камеральных налоговых споров. В скором времени эта обязанность будет закреплена законодательно.
Последнее время рассмотрение споров в вышестоящем налоговом органе начало приносить результаты. Ревизоры оценивают решение, к примеру, о проведенной проверке, анализируют собранную доказательную базу. "Если налоговики понимают, что доначисления надуманные, никаких доказательств нет, они уже сейчас во многих случаях отменяют решение и прекращают производство по делу. Я считаю, что эта политика работает, я не против, чтобы досудебное урегулирование касалось всех видов налоговых споров", - заявляет Антон Соничев.
Сегодня основная претензия юрлиц состоит в том, что досудебное урегулирование затягивает процесс оспаривания решения. Компаниям приходится ждать месяц перед обращением в суд. Но все может измениться, если разногласия действительно будут успешно решаться в пределах ФНС. Компаниям не придется тратить деньги на госпошлины. Срок рассмотрения жалобы в вышестоящем налоговом органе будет составлять 15 дней. В то время как суд занимает около полугода. Правда, последний аргумент в пользу налоговиков вызывает сомнения экспертов. "Налоговые органы едва укладываются в месячный срок, поэтому не известно, как им удастся соблюсти сокращенные сроки рассмотрения жалоб", - удивляется Антон Соничев.