По словам директора департамента дорожного хозяйства и транспорта Югры Алексея Вторушина, ни в одном регионе России в такой степени, как в Югре, внутренние авиаперевозки не развиты. Это обусловлено сложными географическими особенностями автономного округа, где многие населенные пункты разделены болотами и озерами. И поскольку значительная часть населения во многом зависит от авиасообщения, власти вынуждены уделять его развитию особое внимание.
В полуторамиллионной Югре 10 аэропортов, четыре из них в окружной собственности, и власти намерены взять под крыло пятый - в поселке Белоярском. Но бюджетную поддержку оказывают всем, независимо от формы собственности, субсидируя часть расходов, погашая убытки от хоздеятельности, помогая с реконструкцией и капремонтом. В этом году, например, запланировано выделить 150 миллионов рублей на ремонт взлетно-посадочной полосы в аэропорту Нягани. Всего поддерживается существование 27 межмуниципальных рейсов, 38 внутримуниципальных и десятка межрегиональных.
Малая авиация в перспективе должна занять наиболее значимую долю пассажирских воздушных перевозок. Но, хотя небольшие суда позволяют более гибко организовать маршрутную сеть, в то же время их содержание требует значительных затрат, отмечают в профильном департаменте. Ведь чем больше вместимость самолета, тем дешевле перевозка одного пассажира. К тому же инвестиционный цикл здесь - один из самых длинных в экономике вообще. Учитывая, что значительного удорожания билетов власти позволить не могут, приходится искать оптимальный вариант, учитывающий социальную значимость, коммерческий интерес, решение вопросов безопасности и транспортной доступности.
Велика и кадровая проблема. Пока еще хватает пилотов, но уже остро востребованы топ-менеджеры аэропортов. В двух из них сейчас нет исполнительных директоров: руководители такого уровня, имеющие идеи по части развития предприятий, на вес золота по всей стране. А они должны быть к тому же готовы к переезду на север.
Есть мнение, что составить конкуренцию авиации могли бы более дешевые в эксплуатации суда на воздушной подушке. Мобильные и всесезонные, они позволили бы отказаться от особенно дорогих вертолетных рейсов. Но таких "кораблей" в округе всего семь, да и те устаревшей конструкции - на надувной резиновой подошве, и эксплуатируются лишь частично. В округе планируют приобрести 30-местные суда на воздушной подушке, но и тут не все гладко.
- Такие суда массово не производятся - в основном на заказ. А машины нужной нам пассажировместимости еще не сертифицированы, - поясняет Вторушин.
Пока же власти проводят комплексный анализ транспортной сети и вырабатывают предложения по ее оптимизации с учетом взаимоувязки разных видов сообщения. Документ должен быть готов к концу первого квартала. Появился и специальный сайт, где разместят актуальные расписания всех видов транспорта и постараются создать сквозные маршруты.