Евгений Борисович, несмотря на все усилия областных властей, не удалось выполнить поручение федерального правительства и до конца 2012-го решить проблему долгостроев. Что помешало?
Евгений Заболотный: Отсутствие нормативно-правовой базы. Не определено главное - кого следует относить к обманутым дольщикам? Есть люди, отдавшие последнее в надежде, что дом будет построен, а есть перекупщики, которые приобретали квартиры десятками для дальнейшей перепродажи. Сегодня они тоже требуют помощи, но справедливо ли за счет бюджета решать проблемы граждан, занимающихся обыкновенным бизнесом? Есть и третья группа, которым удобно причислять себя к категории обманутых дольщиков, но которые дольщиками никогда не были.
Я считаю, необходимо подходить дифференцированно и помогать именно социальным дольщикам. Должны быть четкие критерии, кого считать обманутым дольщиком, определены механизмы задействования бюджетных средств.
Но ведь даже в таких условиях региону удалось продвинуться в решении проблемы.
Евгений Заболотный: Работа проделана очень большая. На начало 2012 года в области насчитывалось 53 долгостроя. Пришлось работать индивидуально едва ли не с каждым дольщиком. Но благодаря совместным усилиям дольщиков, властей, контролирующих органов за год мы решили проблему по 46 объектам. В ряде случаев дома уже были готовы, но не введены в эксплуатацию из-за того, что на объекты не было разрешительных документов. Мы помогли их оформить. Несколько домов пришлось достраивать. В случаях, когда на площадке был лишь котлован, у людей выкупались доли либо права требования к застройщикам.
В общей сложности ключи от квартир за год получили 1,5 тысячи пострадавших. Это немало. На сегодняшний день у нас остается семь проблемных объектов. Это, в частности, дом компании "Сибстрой" в районе Войновки. В данном случае плечо подставила Тюменская домостроительная компания. Еще в ноябре на площадке был лишь фундамент, сейчас строители приступают к отделке. Думаю, ближе к лету дом сдадим.
По-прежнему сложной остается ситуация по зданию на улице Малиновского, которое возводило ЗАО "ЗапсибСтройСервис". Назначенный конкурсный управляющий попытался оформить несколько квартир на себя. Поставлен вопрос о его замене. Не лучше идут дела и на стройке в самом центре города, начатой компанией "ПСК-Континент" уже больше десяти лет назад. Как раз в этом доме из-за привлекательного месторасположения большие площади приобретались дольщиками-инвесторами. Это не дом, а целый сгусток проблем, доставшийся нам в наследство от застройщика и тех, кто когда-то разрешил подобное строительство.
При помощи каких ресурсов решается проблема долгостроев?
Евгений Заболотный: Из бюджета деньги на это не выделялись. По многим домам затрат не потребовалось - власти помогли организационно. Что касается действительно замороженных строек, мы очень признательны компаниям, которые откликнулись на просьбу достроить такие объекты. Где-то потребовалось вмешательство губернатора, где-то сами застройщики проявили инициативу. В некоторых домах оставались нераспроданные квартиры. Реализовав их, инвесторы смогут покрыть часть расходов. В ряде случаев, как я уже отметил, застройщики выкупали доли у собственников - в среднем по 25-30 тысяч рублей за квадратный метр. Достроив и продав их, они опять же смогут компенсировать часть затрат.
Наверняка большинству застройщиков такое сотрудничество невыгодно. Как удается убедить их взвалить на себя такую ношу?
Евгений Заболотный: Я бы говорил о социальной ответственности строителей. Большая удача, что такие компании у нас есть.
Реально не допустить появления новых проблемных строек?
Евгений Заболотный: Риск, конечно, есть. Наибольшее количество долгостроев, если посмотреть, появилось в тех регионах, где активно ведется жилищное строительство. Тюменская область как раз из их числа. В последние несколько лет мы ежегодно сдаем в эксплуатацию более миллиона квадратных метров жилья, причем год от года наращиваем темп: в 2011-м построено 1,22 миллиона, в 2012-м - уже 1,34 миллиона (на каждого жителя пришлось по 0,99 квадратного метра). Еще один маленький шажок, и мы выполним поставленную президентом задачу - строить в год по квадрату на человека. Задел для этого есть.
Сегодня только с привлечением средств дольщиков строятся 242 дома. Плюс еще десятки - на средства компаний. Чтобы предотвратить появление новых долгостроев, мы заняли жесткую позицию: очень серьезно относимся к экспертизе проектов, выдаче разрешений на строительство, контролируем его ход. За 2012 год проведено 108 проверок соблюдения компаниями законодательства о долевом строительстве и обозначенных сроков, расходования денег дольщиков. По результатам проверок к административной ответственности привлечено 167 виновных лиц, выписано штрафов на 12,5 миллиона рублей.
Мы продолжаем вести работу и с потребителями, разъясняя, что, покупая жилье, следует консультироваться со специалистами. Но не все прислушиваются. Более того, есть случаи, когда люди предупреждены, что дом проблемный, но все равно покупают в нем долю. В таком случае им придется самим решать свои проблемы.
Надеюсь, что избежать подобных ситуаций поможет и принятый недавно федеральный закон, которым вводится обязательное страхование гражданской ответственности застройщиков, привлекающих деньги дольщиков.
Тюменская область в числе лидеров по результатам реализации жилищных программ.
Евгений Заболотный: В регионе их действует восемь. Только на программу по сносу ветхого и аварийного жилья в 2012 году направлено 2,5 миллиарда рублей. Переселено 1115 семей. Область серьезно продвинулась в решении этого вопроса, хотя тема продолжает оставаться острой: в ветхом и аварийном состоянии еще свыше миллиона квадратных метров - почти 3,5 процента жилфонда.
Еще 2,5 миллиарда рублей в прошлом году потрачено на обеспечение жильем молодых. Поддержку получили 2 888 семей. Радуют результаты программы для бюджетников. За два года жилищные условия улучшили полторы тысячи работников образования, здравоохранения, культуры. Сегодня они могут получить не только субсидию (400 тысяч рублей на себя и 100 тысяч на каждого ребенка), но еще и льготный заем - до миллиона рублей под один процент годовых сроком на десять лет.
В 2013-м реализация программы для бюджетников продолжится?
Евгений Заболотный: Да, на это заложено 937 миллионов рублей. Получить поддержку смогут еще около 730 человек.
Программа до сих пор действует только в областном центре и в Тобольске?
Евгений Заболотный: В остальных муниципальных образованиях мы предоставляем бюджетникам служебное жилье. В 2012 году приобретено 252 квартиры. В Ишиме, например, имеется 15 свободных жилых помещений для врачей - пожалуйста, приезжайте, работайте. И такие возможности есть во всех муниципалитетах.
Наш читатель Андрей Сергунов интересуется, как идет процесс выделения участков под ИЖС многодетным семьям? После того, как руководство области заявило, что свободной земли практически нет, у многих надежда угасла.
Евгений Заболотный: Процесс идет. С момента вступления закона в силу в очередь поставлено около 5,5 тысячи многодетных семей. Проблема в том, что на момент принятия закона ни в одном муниципальном образовании не было подготовленных участков, а вблизи областного центра не было даже свободной земли. Пришлось проделать очень большую работу. На сегодняшний день многодетным предоставлено уже более 800 участков. Нам удалось договориться о передаче в собственность региона 292 гектаров федеральной земли - 191 возле Заводоуковска и 101 в Тюменском районе. Это позволит уже в ближайшее время сформировать на этих территориях соответственно около 1440 и 550 участков. Как только земля будет размежевана, начнем передавать ее семьям, чтобы они могли начинать строительство. Мы тем временем будем заниматься инженерным обустройством площадок - в первую очередь проектированием и строительством сетей электроснабжения.
Ведем переговоры еще по 700 гектарам, находящимся в федеральной собственности. Если эта земля тоже будет передана региону, получим еще порядка трех тысяч участков. Хотя и этого недостаточно. В регионе около 10 тысяч многодетных семей. Поэтому впереди еще очень много работы.
Есть немало программ, помогающих решить жилищный вопрос, но нередко господдержка становится предметом спекуляций. Недавний пример: молодая семья забронировала квартиру в новом доме, но как только началась выдача жилищных сертификатов, застройщик резко поднял цену.
Евгений Заболотный: Есть товары, на которые государство регулирует цены, но жилье, к сожалению, к таковым не относится. Регулируется лишь цена на жилье, которое приобретается исключительно на бюджетные деньги. В остальных случаях стоимость определяет рынок. Хотя областные власти делают все для того, чтобы реальные затраты застройщиков, а следовательно, и цена квадрата, не увеличивались. В первую очередь занимаемся инженерной подготовкой площадок. В 2012 году на эти цели из областного бюджета выделили 204,1 миллиона рублей. Создаем стимулы и для модернизации стройиндустрии, ведь без ее развития мы просто не сможем двигаться вперед. В 2012 году в качестве господдержки предприятия этого сектора получили 488,6 миллиона рублей. Прежде всего средства направлялись на компенсацию части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, и лизинговых платежей. Для сравнения, в 2011 году объем господдержки по данному направлению составлял 133 миллиона рублей, а в 2010-м и того меньше - 53,3 миллиона.