Новости

27.02.2013 00:55
Рубрика: Власть

Кто отыщет черную кассу

СКР разъяснил "РГ" концепцию финансовой полиции
Бурную реакцию и много вопросов вызвала инициатива Следственного комитета создать в нашей стране финансовую полицию. Представляя эту идею на расширенном заседании коллегии СКР, Александр Бастрыкин заявил, что такая служба необходима для выявления и раскрытия финансовых преступлений. Специально для "Российской газеты" Следственный комитет разъяснил, как должна быть построена новая структура и какими полномочиями ее следует наделить.

Как рассказали корреспонденту "РГ" в Следственном комитете, по мнению Бастрыкина, новая спецслужба должна подчиняться либо президенту РФ, либо председателю правительства. Глава СКР считает, что следует вернуть конфискацию имущества за экономические преступления и дать новой организации, созданной на базе Росфинмониторинга, "широкие контрольные полномочия". Напомним, при СССР в каждом подразделении милиции были отделы по борьбе с хищениями соцсобственности - ОБХСС. Они прекратили существования в 1992 году.

Корреспонденту "РГ" официальный представиль СКР Владимир Маркин привел некоторые аргументы в поддержку создания финансовой полиции:

- Почему именно мы, СКР заинтересованы в решении этой проблемы? Во-первых, с 2011 года расследованием налоговых преступлений занимается СКР. Во-вторых, мы озабочены объемами выводимых за рубеж денежных средств. По данным налоговой службы, сейчас в стране больше миллиона брошенных компаний, с которых невозможно взыскать налоги, так как они зарегистрированы на умершего человека или по поддельным документам. По официальным данным Центробанка, которые озвучил первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов, работающие в России фирмы-однодневки не доплачивают в бюджет ежегодно до 1 триллиона рублей. И куда же уходят все эти деньги?

По словам Маркина, существующая система выявления этих преступлений далека от совершенства. Российский орган финансовой разведки - Росфинмониторинг, в который и поступает информация о подозрительных операциях, является информационно-аналитическим ведомством. Он может установить лишь факт сомнительности операции, но лишен возможности выявить ее бенефициров, так как не наделен полномочиями оперативно-розыскной деятельности. А органы, наделенные такими полномочиями - МВД, ФСБ, госнаркоконтроль, - не имеют прямого доступа к информационным ресурсам о подозрительных финансовых операциях.

Комментарий

Тамара Касьянова, первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров:

- На мой взгляд, это правильное решение. Финансовые преступления - одни из самых сложно раскрываемых и в то же время наносящих огромный урон. У выбранного плацдарма для финансовой полиции есть как плюсы, так и минусы. Начну с плюсов. При интеграции с Росфинмониторингом у финансовой полиции появится отличная аналитическая база для формирования системы оперативно-розыскной деятельности и пресечения незаконной финансовой и коррупционной деятельности. Иными словами, подобная интеграция избавит сотрудников финансовой полиции от различных процедур согласования в получении необходимой информации.

С другой стороны, при объединении с Росфинмониторингом есть и свои нюансы. Одним из них является то, что органы Росфинмониторинга сосредоточены исключительно в административных центрах федеральных округов. То есть при интеграции с данной структурой финансовая полиция может просто не охватить полностью все пространство России. Поэтому данный факт может очень сильно сказаться на результативности проверочных мероприятий.

Власть Безопасность Спецслужбы Власть Работа власти Госуправление Правительство Следственный комитет Борьба с коррупцией
Добавьте RG.RU 
в избранные источники