27.02.2013 23:00
    Поделиться

    Александр Новиков: Работа опера тяжелая - иной образ жизни, его сложно сыграть

    Актер Александр Новиков: мой герой балагур и все принимает с юмором
    "Тайны следствия" - легенда отечественного телевидения. Сериал пережил уже 12 сезонов и на подходе - новые серии, 13 сезон "Тайн", в котором народные любимцы во главе с зампрокурора Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Марией Швецовой продолжат раскрывать самые запутанные дела. Рядом с Марией Сергеевной - верный помощник опер Федор Курочкин в исполнении заслуженного артиста России Александра Новикова.

    Ваш герой - оперуполномоченный Федор Курочкин из "Тайн следствия" - такой милый неудачник, не карьерист, немного растяпа, он кажется наивным. За это его полюбили зрители?

    Александр Новиков: Мне кажется, что Федор Курочкин - это такой полицейский, который не похож на наше представление о полицейском. Это распространенный типаж в любой профессии: обязательно бывают артисты, непохожие на артистов, учителя - непохожие на учителей. Так и с ним. Но у Курочкина есть своя история. Сериал сценарно разрабатывался долго. К большинству сезонов сценарий писала Елена Топильская (юрист и профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Западного филиала Российской академии правосудия. - Прим. ред.). Она не понаслышке знает работу следственных органов и персонаж Анны Ковальчук - Мария Сергеевна Швецова - в чем-то "списан" именно с Елены Топильской. У Федора Курочкина тоже есть свой прообраз. По нашей истории, Курочкин появился в компании персонажей, перейдя с работы опером по делам несовершеннолетних, поэтому он "не совсем полицейский".

    Мне кажется, у Курочкина есть профессиональное чутье. Даже когда все стараются обвести его вокруг пальца, он все равно чувствует суть.

    Александр Новиков: Несмотря на то что я играю Федора Курочкина уже очень давно, говорить о том, что мы заимствуем черты своих персонажей и четко понимаем специфику их работы, было бы легкомысленно. Работа, которую ведут сотрудники правоохранительных органов, - сложная, тяжелая и нам не понятная. Это иной образ жизни. Играть это сложно. У нас были удачные сезоны, получались и менее удачные, но у "Тайн следствия", безусловно, есть свое неповторимое лицо.

    Вы с полицейским - прообразом Курочкина встречались?

    Александр Новиков: На съемках первых сезонов я действительно видел человека, который, предположительно, мог бы быть прообразом Курочкина. Но, когда работа началась вплотную, я меньше всего думал о том, нужно ли мне быть на него похожим. По всем законам сериала, в "Тайнах следствия" герои появляются и исчезают. Кто-то выходит на первый план, другой - отходит в тень. Но для меня сердце сериала - это Мария Швецова в исполнении Анны Ковальчук. Ее обаяние и личность обеспечивают долгую и успешную судьбу телефильма. Именно выбор Анны Ковальчук на главную роль - определил будущее проекта. В каждом коллективе подбирается разная компания людей. Кто-то серьезен и ответственен, кто-то более свободен, но всегда в любой компании находится балагур. И Курочкин, что хорошо считывается в сериале, - это как раз балагур и весельчак в компании.

    С партнерами по сериалу уже, наверное, сроднились?

    Александр Новиков: С Анной Ковальчук мы вместе работаем в театре (Театр имени Ленсовета. - Прим. ред.), где у нас было много совместных работ. Сейчас - партнеры в двух спектаклях. Аня - моя любимейшая партнерша в театре, чуткая и нежная, с редким для актрис чувством юмора и самоиронии. Слава Захаров - потрясающий артист с интересной актерской театральной биографией. Когда я еще в школе учился, то ходил в театр "на Захарова". Слава - острохарактерный актер с блестящим чувством юмора и его исполнение роли нашего общего начальника в сериале "Тайны следствия" стало ключевым и держащим моментом сериала. Персонаж Захарова то чаще появляется на экране, то реже, но это - штучная актерская работа, очень сильное звено.

    В фильме хорошо показан полицейский юмор. Ваш персонаж Курочкин всегда с иронией относится ко всему, даже если участвует в погоне или перестрелке. Он находит нужные фразы, чтобы разрядить ситуацию. А все ли они прописаны в сценарии?

    Александр Новиков: Бывает по-всякому. Юмор - это необходимый элемент любого произведения. Хорошо, что и режиссеры наши, которых на моей памяти было много, не забывают об этой составляющей. Если есть возможность смоделировать комедийную ситуацию, если рождается реприза, то мы никогда не отказываем себе в удовольствии оставить это в кадре. Долгую жизнь сериалу задал первый режиссер "Тайн следствия" Илья Макаров. Он серьезно подошел к истории. Там был и юмор, и стиль, и, что для меня важно, в кадре жил город. Затрудняюсь сказать, остался ли Петербург таким важным и полноценным героем телефильма, как это было вначале, ведь тогда работал оператор Степа Коваленко, который сумел ввести в действие неповторимый и красивый Питер. Это было очень важно. Но то, что объединяет всех режиссеров сериала - это тонкое чувство юмора. Например, у Курочкина сейчас запутанная личная жизнь. Все начиналось с симпатии с Альбиной, которую играла Алла Довлатова. Потом она, к моему сожалению, исчезла из нашего сериала. Моей партнершей стала Света Щедрина, которая играла Олю. У нас была линия в четырех или даже пяти сезонах. Сейчас Оли тоже не стало, ее место заняли какие-то многочисленные другие барышни. И мой герой тоже старается воспринимать эту ситуацию с юмором.

    Вопрос-ответ

    "Тайны следствия" уже пережили 12 сезонов, заслужили народную любовь. Думаете, перспективы еще есть?

    Александр Новиков: Если сериалу суждено продолжаться, я бы пожелал ему хорошего сценария и ярких актеров, играющих так называемые "приходящие роли". Не могу забыть, как в одном из первых сезонов, отрицательного персонажа, которого мы ловили, играла питерская артистка Марина Игнатова. И эту серию до сих пор вспоминают все.

    Поделиться