В пятницу Останкинский суд санкционировал арест до 20 апреля четырех фигурантов дела - Виктора Сафронова, Екатерины Цыганковой, Ильдара Ахметшина и Александра Грица. Перед этим, 28 февраля, по решению суда был арестован еще один из предполагаемых лидеров преступного сообщества. Все они обвиняются в незаконной банковской деятельности и организации преступного сообщества или участие в нем. Последним суд арестовал Александра Грица, ранее судимого за подделку документов. Адвокат Грица просил избрать ему меру пресечения, не связанную с лишением свободы. Защитник просил суд обратить внимание на то, что у Грица на иждивении находятся мать-инвалид, жена и двое несовершеннолетних детей. Кроме того, как считает адвокат, его клиент "не может повлиять на ход расследования и продолжить заниматься преступной деятельностью".
Однако следователь настаивал именно на аресте, сообщив судье, что Александр Гриц играл особо активную роль в преступном сообществе.
- На свободе остаются неустановленные соучастники преступления. Гриц, находясь на свободе, может повлиять на ход следствия и продолжить заниматься преступной деятельностью, - сказал он.
Свои ходатайства об аресте остальных фигурантов следователь мотивировал тем, что задержанные обвиняются в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, наказание за которые предусмотрено в виде лишения свободы сроком более трех лет. По предварительным данным ГУ МВД, ежемесячный оборот терминалов составлял примерно 10-15 миллиардов рублей.
Напомним, что самая крупномасштабная полицейская операция, в которой были задействованы более 100 сотрудников полиции, при поддержке подразделений спецназа прошла 27 февраля. В этот день полицейские одновременно начали обыски сразу по 14 адресам - в квартирах подозреваемых, а также в офисах и помещениях фирм, которые имели отношение к терминальному бизнесу.
- В состав сообщества входило более 150 человек, которые осуществляли различные функции в четырех структурных подразделениях, - сообщили корреспонденту "РГ" в пресс-службе ГУ МВД по Центральному федеральному округу.
Организованная ими "серая" сеть насчитывала свыше 2,5 тысячи терминалов, расположенных в Москве, в Московской, Смоленской, Владимирской, Тверской и Калужской областях.
По данным полиции, организатор и лидеры сообщества разработали схему, при которой они зарабатывали на нескольких этапах ее реализации. Первую незаконную прибыль злоумышленники получали с комиссии от оплаты услуг граждан через терминалы, не оплачивая налоги с прибыли. На втором этапе они проводили незаконный оборот инкассированной наличной массы, передавая их своим клиентам за процент от перечисленных на расчетные счета фирм-однодневок.
На третьем этапе, выводя из теневого оборота безналичные денежные средства и перечисляя их на счета фирм, представляющих оплачиваемые гражданами услуги, а также на счета организаций - поставщиков платежных систем, получали комиссию в виде процентов от направленных им денежных средств. Как удалось выяснить полицейским, клиентами "банкиров" были физические и юридические лица, которым нужно было отмывать крупные суммы, полученные в результате различных противоправных действий.
Первое звено преступной схемы представляло из себя собой кассовый узел, который принимал и аккумулировал наличные, инкассированные из терминалов. В этой "серой кассе", которую как раз возглавлял 39-летний уроженец Выборга Александр Гриц, также шел учет и разбивка наличности по суммам для выдачи клиентам. Там же, по данным МВД, проводились операции с безналичными денежными средствами по счетам подконтрольных коммерческих организаций с помощью системы удаленного доступа к управлению счетами "Банк-Клиент".
Второе преступное звено отвечало за расширение криминального бизнеса: в частности, аренде мест под новые терминалы. За это отвечали 42-летний уроженец Ульяновска и 30-летняя уроженка Московской области. Участники третьего звена исполняли роль инкассаторов - они забирали из терминалов наличность и перевозили ее в кассовый узел. Как удалось выяснить полицейским, численность этой группы, которую контролировал 34-летний уроженец Ростовской области, превышала 80 человек. Четвертое звено занималось легализацией денег, поступавших от клиентов на расчетные счета подконтрольных фирм. Эта группа выводила безналичные деньги из теневого оборота и уже направляла их на счета операторов сотовой связи, интернет-провайдеров и организациям ЖКХ, чьи услуги оплачивали граждане.