Сотни удаленных сотрудников Yahoo! были приглашены на работу в офис с 1 июня текущего года. Если они не хотят или не могут, тем хуже для них. В просочившемся в прессу внутреннем письме, разосланном сотрудникам компании, в частности говорится: "Для нас важно стать самым лучшим местом для работы, общения и сотрудничества, поэтому мы должны работать рядом друг с другом. Вот почему необходимо, чтобы все мы присутствовали в своих офисах. Иногда лучшие идеи и решения приходят в разговоре в холле или кафетерии, во время встреч с новыми людьми или на импровизированных собраниях команды. Когда мы работаем из дома, мы зачастую жертвуем скоростью и качеством. Мы должны быть единой Yahoo!, и начать нужно с того, чтобы быть вместе физически".
Журналистка Forbes Дженна Годру в материале под заголовком "Назад в каменный век?" выдвигает свою версию такого решения: "Некоторые говорят, что маленький ультиматум Майер может быть направлен на то, чтобы "сбросить жирок". Если удаленные сотрудники решат уйти, а не подчиниться, это будет увольнение без сопутствующих выплат.
Но то, что может быть умным ходом по сокращению расходов, посылает опасный сигнал остальной части бизнес-сообщества. Может ли это быть началом конца удаленной работы вообще?" В Yahoo! журналистам ответили: "Это решение не для всей индустрии в широком смысле, а то, что будет правильно для Yahoo! на данный момент".
Тем временем, по данным Telework Research Network, удаленно работает каждый пятый американец, 30 миллионов человек хотя бы один день в неделю трудится из дома, и, по прогнозам экспертов, в ближайшие пять лет эта цифра вырастет на 63 процента. Неудивительно, что у решения Мариссы Майер нашлось множество противников. "Различные исследования показывают, что удаленная работа отличается большей производительностью, - пояснил журналистам Дэвид Левин, профессор менеджмента в университете Калифорнии, - к тому же она позволяет сэкономить время, которое мы тратим на передвижения. А сотрудники, как правило, благодарны компании за гибкость графика и, соответственно, более лояльны, чем те, кто сидит в офисе от звонка и до звонка". По данным Telework research network, на стояние в пробках в США ежегодно тратится 4,2 миллиарда часов, это отражается на производительности труда и обходится американской экономике в 78 миллиардов долларов.
Однако специалисты признают: удаленная работа мешает инновациям. "Мы всегда представляем себе троих скромных парней в гараже, которые работают над созданием того, что когда-нибудь станет новым шагом в телекоммуникациях. Но никогда не представляем троих парней в разных гаражах. Как вы думаете, почему?" - спрашивает Ник Балетта, генеральный директор компании - одного из лидеров глобальных технологий коммуникации.
37-летняя Марисса Майер занимает 21-ю строчку в рейтинге самых влиятельных женщин мира по версии журнала Forbes, на пять пунктов опережая британскую королеву Елизавету II. Выпускница Стэнфордского университета с 1999 года работала в Google. Она возглавила корпорацию Yahoo! летом прошлого года и сразу же объявила, что ждет ребенка. Но в декретном отпуске задержалась лишь на две недели.
Надежда Стяжкина, ведущий консультант департамента ИТ/Телеком-рекрутмента Antal Russia:
- По нашим наблюдениям, российские компании предпочитают не брать в штат тех, кто хочет работать удаленно. Основную массу удаленных работников составляют фрилансеры. Штатных сотрудников, работающих удаленно, не так уж и много. Большинство - это операторы по обработке документов, переводчики, программисты, контент-менеджеры, дизайнеры. Для таких сотрудников, как и для фрилансера, удаленная работа - это удобный график, экономия транспортных расходов и т.д. А для компаний удаленные сотрудники выгодны, так как можно экономить на содержании рабочих мест и больших помещений.
Однако опросы показывают, что за удобство удаленные сотрудники расплачиваются невозможностью сделать карьеру. Основной проблемой является то, что фрилансеры практически не бывают лояльны к компании, так как не вовлечены в общее дело и не заботятся о долгосрочных перспективах. Существенными вопросами для них являются лишь оплата работы и сроки. Но и штатные сотрудники, постоянно работающие удаленно, в скором времени тоже перестают разделять корпоративные ценности и уже не могут быть на 100% эффективны, как при тесной командной работе.
Елена Бунина, руководитель департамента оргразвития и управления персоналом компании "Яндекс":
- В "Яндексе" давно существует надомная работа для тех позиций, функционал которых не требует постоянного присутствия в офисе. Это асессоры (специалисты по аттестации персонала, рабочих мест и т.п. - Ред.), служба поддержки, медиапланеры (те, кто занимается эффективностью рекламы. - Ред.) и другие. Здесь не имеет значения, где находится человек, - главное, чтобы у него было подключение к Интернету. Число надомников растет вместе с компанией - просто потому, что с развитием сервисов "Яндексу" нужно больше специалистов службы поддержки, асессоров и т.д. Сейчас в компании работают около тысячи надомников.
Структура рабочих мест в "Яндексе" зависит от потребностей компании. Для нас важно, чтобы те сотрудники, чья работа связана с постоянным общением с коллегами, имели возможность работать в офисе и общаться друг с другом лично. Хотя и для таких позиций бывают исключения. Например, если разработчик уезжает в другую страну, но хочет по-прежнему работать в "Яндексе", или по каким-то причинам хочет пару дней поработать из дома.
Подготовила Татьяна Батенёва