02.03.2013 16:45
    Поделиться

    Марш "За права москвичей" не оправдал ожиданий

    Марш "За права москвичей" был обречен на малочисленность с самого начала - вопрос был только в том, насколько именно малочисленным он окажется. И то число людей, которые все-таки пришли в субботу на заснеженный Страстной бульвар, реализовали далеко не самый негативный сценарий.


    Рекламы марша не было практически нигде - ни на улице, ни в социальных сетях. Акция была задумана Сергеем Удальцовым еще в начале февраля, но к тому моменту, когда настало время собирать вещи и выходить, оказалось, что почти никто из его вчерашних соратников акцию не поддерживает: РПР-Парнас испугало обилие красных флагов, националистические стяги, как и цвета ЛГБТ, были запрещены самими организаторами. Единственный известный оппозиционер федерального уровня, депутат-эсер Илья Пономарев сообщил, что Координационный совет оппозиции также абстрагировался от мероприятия и задумчиво процитировал: "Страшно далеки они от народа".

    В итоге мероприятие стало преимущественно левым - в нем приняли участие практически все представители социалистических и коммунистических движений, организаций - и ни одной парламентской партии. Ядром протеста стали "Левый фронт" и аффилированный с ним "Моссовет", в свое время созданный при непосредственном участии Сергея Удальцова для общественного контроля за столичными чиновниками и политической борьбы в пределах МКАД.

    Кроме социалистов в марше приняли участие левые анархисты под черно-красными флагами. Они настолько плотно прижались к "образовательной колонне", что их "кричалки" синтезировались в одну: "Выйди на улицу - верни себе ВУЗы". Взрывной успех в толпе вызвало скандирование "Все начальники - сволочи".

    Впрочем, нашлась и неожиданная партия: о своем участии заявило "Яблоко", которое до сих пор демонстративно игнорировало массовые уличные акции. Впрочем, "зеленые жилеты" подошли к мероприятию очень функционально: скромная делегация сторонников Сергея Митрохина и Григория Явлинского следовала в хвосте колонны с лозунгами в защиту московских парков и против фальшивых дипломов у чиновников. Еще одна группа "яблочников" встречала демонстрантов уже на проспекте Сахарова - в финальной точке митинга - и раздавала брошюры с предложением создать единую демократическую коалицию на следующих выборах в Мосгордуму.

    Организаторы с самого начала заявили, что протест меняет повестку: от абстрактных и, как ни крути, невероятных требований отставки Госдумы, правительства и президента они перешли к предельно четким протестным лозунгам, как будто списанным с последнего опроса ВЦИОМа: "Нет росту тарифов ЖКХ!", "Нет росту аренды для малого бизнеса!", "Трудовую миграцию - под контроль!". Были и еще более конкретные плакаты, но именно в связи с этой конкретикой они временами напоминали то ли детские загадки, то ли шпионские телеграммы: "Малый бизнес в тень, а в Москве - олень", "Симферопольский б-р 19 медикам соцнайм", "Ясенево против двуногой саранчи". 

    В отличие от предыдущих протестных акций, организаторы решили закончить шествие митингом. Эта практика была прекращена после нескольких случаев массового исхода участников сразу после окончания шествия. Очевидно, возобновлять ее не стоило. Слова Ильи Пономарева о том, что "время политического лицемерия закончилось" слушали буквально две-три сотни человек. До Сергея Митрохина смогло достоять еще меньше участников марша. После его финального призыва сплотиться на следующих выборах в МГД вокруг партии "Яблоко", немногочисленные сторонники партии в зеленых жилетах дружно и оперативно собрали плакаты и растяжки и пошли к метро. И на площади осталась пара десятков слушателей против пары десятков выступающих.

    Организаторы субботней протестной акции почему-то не в состоянии сделать очевидный вывод из собственного, уже довольно богатого опыта: по настоящему массовые акции всегда были реакцией на конкретное, масштабное и разовое событие - будь то выборы в Госдуму или принятие закона о запрете усыновлять американцами российских детей. А каждая попытка организовать протест "вообще" неизбежно упиралась в несерьезную либо смешную численность, к вящей радости политических оппонентов. И в этом ключе повестка особого значения уже не имеет.

    Фоторепортаж
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Поделиться