04.03.2013 23:04
Поделиться

Роман Коппола: Фильм рождается и меняет форму до последней минуты

Американский актер, сценарист и продюсер, сын знаменитого режиссера Фрэнсиса Форда Копполы и брат Софии Копполы - Роман Коппола представил в Москве свой новый фильм с постмодернистским названием "Умопомрачительные фантазии Чарли Свона-третьего".

Это вторая полнометражная работа Романа Копполы в качестве режиссера, к тому же он еще и написал сценарий для картины. "Умопомрачительные фантазии" - пир эксцентричных сценок на тему того, как дизайнер из Лос-Анджелеса в исполнении Чарли Шина переживает разрыв со своей очередной девушкой Ивоной (Кэтрин Уинник, "Любовь и другие лекарства").

Сестру Чарли играет Патриция Аркетт, а друга и "душеприказчика" - Билл Мюррей.

Роман Коппола не скрывает, что писал сценарий, основываясь на собственном опыте. Последний разрыв с девушкой дался ему тяжело. Вот он и решил направить обуревавшие эмоции в творческое русло и показать, как мужчины за сорок пять относятся к войне полов, почему даже на смертном одре они будут мечтать о молодых красотках, и какие они в сущности доверчивые и ранимые создания, так жаждущие понимания, заботы и любви.

В Москве Роман Коппола с удовольствием отвечал на вопросы о картине.

В фильме отличный состав актеров. Легко ли вам было заполучить Чарли Шина и Билла Мюррея?

Роман Коппола: Крайне сложно. Все знаменитости окружены толпой агентов и менеджеров, которые, словно телохранители, отталкивают от них людей. Мне пришлось пустить в ход дружеские и родственные связи.

Чарли Шин поначалу был сдержан по поводу моей идеи, ведь я предлагал ему роль, в которой пришлось бы петь, танцевать, говорить по-испански и даже исполнять одну вокальную партию по-португальски. Это же не работа в телешоу, где все гораздо проще. Но я был настойчив, понимал, что Чарли идеально подходит для этой роли, не принимал его "нет". Ну и еще я давил на наши общие детские воспоминания. Когда нам было по 11 лет, наши семьи целый год провели на съемках "Апокалипсиса сегодня". Чарли в итоге поддался, с детскими воспоминаниями не так-то просто расстаться. Билл Мюррей в картине во многом отвечает за юмористическую сторону сюжета. А дозвониться ему, знаете ли, совсем непросто. У него номер с постоянно включенным автоответчиком. Я оставил ему сообщение, он перезвонил и сказал "да". Но на этом - все. То есть я даже не знал, когда мы встретимся, обсудим характер его героя. Я даже размеров одежды Билла не знал, а ведь нужно было шить костюмы.

В фильме много кинематографических реминисценций. Какие картины на вас повлияли?

Роман Коппола: "Энни Холл" Вуди Алена, там очень похожая история разрыва пары. "Весь этот джаз" Боба Фосса перекликается с моей картиной по степени проработки характеров. Ну и много фильмов из Англии, картины конца 60-х с очень свободным кинематографическим языком. "Морган", "Билли-лжец", например.

У нашего поэта Александра Пушкина есть такая фраза: "Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей". Похоже на настроение вашего фильма.

Роман Коппола: Как верно сказано! Меня именно это и интересовало, как возникает химия между мужчиной и женщиной, и во что она перерастает со временем. Это загадка. У меня нет никакой философии по этому поводу. Я просто хотел рассказать о своем опыте разрыва с любимой. Кстати, мой хороший друг как раз в то время тоже развелся со своей женой. Дни напролет мы обсуждали наши чувства: любим ли мы своих бывших или ненавидим, выкинуть их подарки куда подальше или сохранить. Мы были в полном смятении. Приятные воспоминания накладывались на грустные, иногда охватывали приступы любви, а иногда - отчаяния. Я не мог в себе разобраться. И вот решил снять фильм об этом чувстве смятения и о том, как мужчина начинает жизнь заново после краха любви.

Фильм очень музыкален. Это дань вашей юности, когда вы снимали клипы?

Роман Коппола: Многие сцены в картине я писал с прицелом на будущий саунд-трек, который заказал Лиаму Хэйсу - музыканту из Чикаго, известному под псевдонимом Plush. Я влюблен в его музыку. К тому же, у меня действительно богатый опыт съемок клипов, так что я не представляю себе картинку и музыку по отдельности. Для меня они единое целое. Например, в ключевой сцене фильма звучит песня Who’s blues. Под эту мелодию Чарли собирает в мусорный мешок туфли своей девушки, которые она разбросала по комнате. А потом Чарли садится в свой "Кадиллак" 40-х годов и выезжает из гаража. И музыка нарастает, духовые инструменты словно разрывают ту меланхолию, которая была в предыдущей сцене. Когда родилась эта музыкальная пара и эти сцены, я понял, что таким будет и весь фильм: от меланхолии и полного упадка, - к возрождению и полифонии новых эмоций.

Вы не раз говорили, что по ходу съемок фильма лучше узнаете себя, чему научил этот опыт?

Роман Коппола: Для меня снимать фильм - значит быть заинтересованным в теме и главном герое. Когда снимал свою первую полнометражную картину "Агент "Стрекоза", я для себя исследовал мир европейского кино. В случае с "Умопомрачительными фантазиями" главной визуальной темой стал мир Лос-Анджелеса 70-х годов: все эти яркие билборды, постеры, обложки музыкальных пластинок, веселый, бесшабашный и сексапильный мир дизайна в сочетании с солнечными панорамами, что отлично контрастирует с моим героем, прибывающем в кризисе. К тому же, работая над фильмом, я познакомился с дизайнерами и художниками, популярными в 70-е. Мы стали друзьями. А в личном плане - фильм помог мне понять, что моя душа тоже исцелится от тех ран, которые мне достались от моей последней возлюбленной. Мне было сложно собрать деньги на фильм, сложно было все подогнать вместе. Были моменты отчаяния. Но я понял, что на самом деле всего можно достичь, просто не надо отчаиваться.

Вы из знаменитой кинематографической семьи, какие уроки взяли у своего отца Фрэнсиса Форда Копполы?

Роман Коппола: Я вырос в мире кино, часто работал с отцом в качестве второго режиссера. У отца своя философия. Он очень ценит работу с актерами. Это для него первостепенно на съемках картины. Он всегда готов к неожиданным открытиям и не любит вписываться в заданные рамки, следовать раскадровкам. Он доверяет своим инстинктам. Если ему кажется, что какой-то неожиданный человек сможет придать фильму жизнь, он обязательно за него ухватится, даже если изначально это не планировалось. И еще одно - отец знает, что на самом деле фильм рождается до последней минуты, постоянно меняет свою форму. И ты никогда, не знаешь, во что превратится твоя работа.

Кто из актеров в таком случае поворачивал движение в фильме "Умопомрачительные фантазии"?

Роман Коппола: Думаю, это был Билл Мюррей. Он невероятен. Он очень высокий. Титан просто. Билл искрит, шутит, фонтанирует идеями. Чарли Шин - просто доверился мне. Он делал все, что я его просил. И делал великолепно. Кэтрин Уинник - она просто смесь разных актерских талантов. С ней я познакомился всего за несколько недель до начала съемок, и это была удача. Я увидел Кэтрин по телевидению. Просто переключал каналы, и она меня зацепила. Кэтрин - воплощение мечты мужчины о женщине. Она меня спрашивала, как ей играть Ивону, а я даже не знал, что посоветовать, ведь сама Кэтрин и есть женщина-тайна. Она меня поразила: Кэтрин - лицензированный телохранитель, у нее черный пояс по тхэквондо. И она говорит по-украински. Невероятная женщина.

Досье "РГ"

Роман Коппола - американский актер, сценарист, режиссер и продюсер. Был номинирован на "Оскар" в этом году за сценарий к фильму "Королевство полной Луны" (вместе с Уэсом Андерсоном). Роман сыграл маленькую роль одного из сыновей Тома Хагена в сцене похорон в фильме "Крестный отец". Также он получил роль молодого парня Сантино Корлеоне в "Крестном отце 2" и отвечал за визуальные эффекты в фильме своего отца "Дракула".

Художественный дебют Копполы, фантастическая комедия "Агент "Стрекоза" (2001 год), была впервые показана на Кинофестивале в Каннах. Роман снял клипы для таких артистов, как Моби, Мэтью Свит и Fatboy Slim, а также для групп Green Day, Daft Punk, Arctic Monkeys и многих других.

Участвовал как актер в военном экшене "Апокалипсис сегодня" с Марлоном Брандо и Мартином Шином, вестерне Кристофера Копполы "Вольный стрелок", фантастическом фильме "Звездные войны: Эпизод 1 - Скрытая угроза". Роман Коппола работал на должности режиссера второй группы фильмов Фрэнсиса Форда Копполы - "Дракула", "Джек" и "Благодетель", комедий Уэса Андерсона "Водная жизнь" и "Поезд на Дарджилинг" и на двух картинах Софии Копполы: "Девственницы-самоубийцы" и "Мария-Антуанетта".

Кадры из фильма "Умопомрачительные фантазии Чарли Свона-третьего"