Как и на прилавках советских магазинов, в музейной витрине можно встретить все разнообразие советской парфюмерной промышленности - от дешевого лосьона "Огуречный" до элитной "Красной Москвы".
Духи в нетронутых флаконах со временем превратились в концентрат, но свой первоначальный запах сохранили. Судя по представленным в музее экземплярам, ассортимент советской парфюмерии был велик, но почему-то советские духи, за редким исключением, пахли одинаково.
Главный герой фильма "Запах женщины" по одному только аромату мог определить возраст, цвет волос и даже имя дамы. Интересно, если бы действие картины разворачивалось в Советском Союзе, как бы он мог охарактеризовать находящуюся перед ним женщину?
- Вероятнее всего, он бы безошибочно определил ценовую категорию духов, - считает создатель музея Рустем Валиахметов. - В то время парфюмом "не для всех", а значит, пределом мечтаний, были французские Climat и Magie Noire от Lancome. Так для советских женщин, имеющих либо деньги, либо "блат", долгие годы ассоциировались заграница. Эти духи были настоящей роскошью - за них у спекулянтов можно было оставить треть зарплаты. В свою очередь иностранки, которые побывали в СССР, считали, что все советские женщины должны пахнуть "Красной Москвой". Это, пожалуй, единственные духи, которыми гордились в Союзе и которые пережили эпоху.
Если "Красная Москва" были, как бы сейчас сказали, элитным духами, то "Ландыш серебристый" фабрики "Северное сияние" могла себе позволить любая женщина в Советском Союзе. Причем использовали этот парфюм не только по прямому назначению, но и в медицинских целях. Когда под рукой не было популярного в то время бальзама "Звездочка", против головной боли использовали "Ландыш". Как и бальзам, каплю духов растирали на висках.
- Советский производитель был не так изыскан при составлении парфюмерной композиции, а вот что касается названий, то здесь фантазия не знала границ, - говорит Рустем Валиахметов. - "Жемчуг", "Кружевница", "Торжество", "Очаровательная шалунья", "Элегия", "На память" - эти ни о чем не говорящие наименования присваивали таким же маловыразительным духам.
Правда, иногда названия давали с определенной целью. Так, к 150-летнему юбилею Пушкина были выпущены духи "Пиковая дама". "Москва театральная" были рассчитаны на театралов, "Щит" - для женщин из силовых структур. В весенний праздник пользовался небывалым спросом флакончик "8 Марта".
- Нам удалось найти такие лимитированные серии духов, как "Олимпиада-80", облаченные в деревянный корпус, и набор ароматов, выпущенных к Всемирному фестивалю молодежи и студентов, куда, естественно, как визитная карточка СССР, вошла "Красная Москва", - говорит создатель музея.
Как и сегодня, в эпоху Советского Союза духи были одним из самых популярных подарков. Тогда же было модно наклеивать на коробочку металлическую пластинку с гравировкой с незамысловатой надписью "На долгую память".