"Любовь и технология": Лучший отечественный пост-панк-альбом

Советская рок-музыка - явление, как это ни странно, довольно малоизученное. За исключением десятка-другого групп, вошедших в элиту т.н. "русского рока", широкой публике она остается почти незнакомой. Удивительный феномен советского авангарда, подаривший нам массу невероятных по своей прорывности и красоте проектов,  вообще почти никому не известен. И о нем как-нибудь обязательно нужно будет вспомнить. Но кроме авангарда в узком смысле слова, в восьмидесятых годах было еще множество групп, которые по-русски играли новую музыку, уже успевшую расцвести на Западе. И "по-русски" - это не просто констатация языка исполнения.

Вот, например, новосибирская группа "Промышленная Архитектура" и ее руководитель Дмитрий Селиванов (не путать с Владимиром Селивановым из минских "русскопрорывных" "Красных Звезд"), со дня трагической смерти которого в этом месяце исполняется 24 года.

Он в свое время поиграл и с "Гражданской Обороной" Егора Летова (который потом не упустил случая о нем упомянуть в одной из самых сильных и жутких своих вещей), и с "Калиновым Мостом" Дмитрия Ревякина, да и вообще был фигурой для сибирской рок-сцены очень важной. Но главный проект его недолгой жизни так и остался почти незамеченным. И это очень печалит. Ведь единственный альбом "Промышленной Архитектуры" - "Любовь и Технология" - представляет  собой не просто один из лучших образцов индустриального пост-панка в истории человечества. Эта пластинка легко заткнет за пояс большинство британских (а также американских и немецких) классиков жанра.

Разумеется, когда речь идет о музыке Дмитрия Селиванова, первая ассоциация, которая приходит в голову - это Ян Кертис и его мрачная "Дивизия Развлечений". И не только потому, что их жизни оборвались по пугающе похожим сценариям (а обе оставшиеся без лидеров группы - совпадение это или нет - не стали распадаться, сменили названия и, заметно смягчив свое отношение к жизни и к искусству, стали играть нечто совсем иное). "Любовь и Технология" - не просто "достойный ответ" всей британской волне пост-панка. Это - самодостаточное явление, по уровню сопоставимое с монолитными шедеврами Кертиса сотоварищи, а по настроению очень с ним схожее.

Только если у британского певца замерзшего сердца флегматичная отстраненность нередко сменяется надрывными приступами рефлексии, у советского певца воспаленного разума она прерывается всплесками ядовитого сарказма, которым и без того пропитано каждое слово. И, конечно, это связано не только с социальными факторами.

Знакомство с творчеством таких групп как "Промышленная Архитектура" и тогда, и особенно - сейчас осложняется не только их относительной труднодоступностью и малоизвестностью, но и нежеланием многих ищущих чего-то нового в искусстве продираться сквозь стену "грязного" звука и кассетного качества к находящейся за ними бесконечной красоте и сложности, а также неготовностью услышать в композиционной наивности особенную и навсегда теперь утерянную прелесть. И очень, очень зря.

Пост-панк в советском андеграунде - не редкость. В принципе, подавляющее большинство "золотых" групп "русского рока" в то или иное время (а то и всегда) его играли. "Кино", "Агата Кристи", "Пикник" - это только самые характерные примеры. Все они, безусловно, большие молодцы. Но альбом "Любовь и Технология" до сих пор остается на недосягаемой высоте - и теперь уже сложно представить, что когда-нибудь это положение сможет измениться.