Аркадий Укупник, заслуженный артист РФ:
- Поговорить с кем-то умным, а лучше с психотерапевтом. Мне кажется, тут нужен какой-то человек со стороны, чтобы человеку открыли глаза на происходящее. Дали понять, что он не так уж плох, каким он себе кажется. Обычно люди принижают свои достоинства. Может быть, но такое бывает редко, человек увидит что-то воодушевляющее по телевизору и многое поймет. Если ты переживаешь из-за жизни, но способен адекватно воспринимать окружающий мир - все обязательно получится.
Владимир Дашкевич, композитор:
- Никак нельзя. Самооценку повышает только восприятие культурных ценностей, создаваемых здесь и сейчас. Если этические идеалы, непосредственно возвышающие человека над собой, не создавать, то никакая покупка дорогого автомобиля не поднимет самооценку. Чтобы понять это, не надо сочинять Девятую симфонию Бетховена. Когда человек заменяет духовные и культурные ценности чем-то временным, материальным, - он уподобляется барону Мюнхгаузену, вытащившему себя самого за волосы. На то и нужна культура, чтобы повышать в людях самооценку и рождать стремление к чему-то высокому.
Татьяна Мужицкая, психолог:
- Любая самооценка - это шкала с отделением, сравнение с внешними или внутренними ожиданиями. Если у вас недостаточная самооценка, значит, надо посмотреть, как устроена жизнь. Очень помогают благотворительные акции, показывающие, что кто-то живет хуже. Во-вторых, бывает, что мы сравниваем себя со своими внутренними ожиданиями. Тут все относительно просто: не хочешь разочаровываться - не надо. В-третьих, часто в жизни бывает такой человек, глазами которого мы смотрим на мир: мама, бывший муж, учительница - люди, всегда ставящие "плохую оценку". В данной ситуации надо увеличить число оценок. Добавить к авторитетному для нас мнению свой взгляд и взгляд любящего нас человека.
Антон Руданов, бизнес-тренер:
- Полагаю, для мужчины единственный верный способ повысить самооценку - каждый день делать маленькие победы. За это нас женщины и любят. Ориентироваться надо на результат. Бывало, когда, болея гриппом или еще чем-нибудь, я вставал разбитый и понимал, что похож на кусок биомассы, а мне надо вести мероприятие. В такие моменты я вспоминал о своем выгодном положении: меня не заперли в шахте на Украине, не убило цунами в Таиланде, не должен никому и в общем-то все не так уж плохо. Понимая, что у меня проблемы, я снимаю с себя фокус и смотрю на тех, кому мог бы помочь.