- Изучение окружающего мира невозможно без астрономии. Особенно сейчас, когда астероидная опасность стала очевидной, - говорит сенатор Константин Цыбко. - По данным опросов, 55 процентов россиян не знают, что Земля вращается вокруг Солнца! Но вместо того, чтобы поддерживать интерес к астрономии, этот предмет выкинули из программы.
А вот что говорит преподаватель физики в московской школе N 179 Наталья Шатовская:
- Сейчас даже раздобыть учебник по астрономии во многих регионах стало проблемой. Когда астрономия была исключена из базисного плана, учебники по этому предмету исчезли из списка рекомендованных и допущенных. Издательства не стали их переиздавать. А школам запрещено использовать пособия, выпущенные более пяти лет назад.
И тут вдруг как знак свыше: на головы челябинцам упал метеорит. Первые безграмотные вопросы и невнятные комментарии только подлили масла в огонь споров.
- В советской школе курс астрономии завершал естественно-научный цикл, который изучали все. Сейчас старшая школа стала профильной, - рассуждает Наталья Шатовская - и единый курс просто не достиг бы цели.
Она ведет астрономические кружки и считает, что знания по астрономии, в принципе, могут быть в разных школьных предметах. Например, на уроках истории можно рассказывать не только об истории общества, но и об истории науки. Одного-двух параграфов в учебнике вполне достаточно. Можно дополнить программу по географии, физике, как это раньше и было.
К слову, любительский телескоп, которым можно пользоваться на уроках астрономии, стоит не так уж и дорого - около 15 тысяч.
Знакомая учительница физики честно призналась: если бы не два-три вопроса в ЕГЭ по законам Кеплера, на астрономию она бы вообще не тратила время. Два урока физики в неделю - слишком мало, для того, чтобы пройти еще и астрономию.
Максим Пратусевич, директор физико-математического лицея N 239 из Санкт-Петербурга сказал: "Думаю, что вернуть в школу астрономию - малореально. За счет каких часов это можно сделать?".
По мнению некоторых учителей, из курса начальной школы астрономию надо убрать или давать материал более доступно, взяв за основу практические наблюдения. Смешно во втором классе заставлять учеников зубрить определения космоса, и то, что планеты отличаются друг от друга скоростью движения вокруг своей оси. А именно это, к примеру, объясняет учебник "Окружающий мир" Дмитриевой и Казакова...
Зато в старших классах естественно-научные дисциплины, дающие знания о мире, вытесняются экономикой, правом, физкультурой и ОБЖ. Прибавим сюда еще Основы религиозных культур. С таким подходом и набором предметов наши школьники скоро будут думать, что Бог создал землю за три дня и поставил ее на большую черепаху. И представления об окружающем мире сузятся до размеров собственной квартиры.
Анатолий Засов, доктор физико-математических наук, лауреат Госпремии РФ, автор учебника по астрономии для старших классов:
- Такой массовой и глубокой астрономической безграмотности мы, наверное, еще не знали. Многие вообще путают астрономию с астрологией. Причем это происходит на фоне бурного развития астрономии, астрофизики, космических исследований в развитых странах. Уму непостижимо, как такая ситуация могла сложиться в стране, открывшей человечеству путь в космос?!
Астрономия определяет мировоззрение человека, находя объяснения того, что мы видим на небе, как устроен мир и каковы его масштабы. В то же время это серьезная дисциплина, использующая законы физики и сложный математический аппарат для выявления природы космических тел и явлений. Интерес к небу проявляется у любого ребенка. Достигает максимума, как правило, в 11-13 лет, и если не получает поддержки, сходит на нет.
Конечно, астрономия тесно переплетена с другими предметами, и прежде всего с физикой, где использование астрономических примеров просто необходимо для иллюстрации того, как одни и те же законы физики работают не только на Земле, но и в космосе. Однако значительную часть астрономии (например, описание планет, звездное небо и видимые движения небесных тел) трудно "вписать" в какой-либо школьный предмет.
В 2000-е годы в школах было четыре учебника для выпускного класса: Б.А. Воронцова-Вельяминова и Е.К. Страута, Е.П. Левитана, В.В. Порфирьева, а также мой и Э.В. Кононовича. Их и сейчас несложно найти в Интернете. Два первых - более простые, два вторых - более подходящие для школ с естественно-научным уклоном.
В школах с гуманитарным и физико-математическим уклоном астрономия должна преподаваться по-разному и в разном объеме. Но с учителями сложно. Астрономия - трудный предмет для преподавания. Эта наука быстро развивается, поэтому педагог должен быть все время в курсе новостей. Пока еще в крупных городах остались педуниверситеты, которые могли бы и возродить кафедры астрономии, выпускающие, как раньше, учителей физики и астрономии, и организовать переподготовку работающих учителей.
Рустам Бекбулатов, директор Народной обсерватории в Сокольниках, Москва:
- Чаще всего к нам приходят школьники 7-13 лет. Бывает, что учителя из ближайших школ приводят группы. Но чаще - бабушки и дедушки, которые в свое время учили астрономию. В ясную погоду в телескоп можно рассмотреть Солнце, в темное время суток - звезды.
После экспериментальной части - небольшая лекция. Вся экскурсия длится час. Надо же как-то восполнять знания, которые дети недополучают в школе. Не поверите, многие не знают, что Земля вращается вокруг Солнца. Думают - наоборот, Солнце вокруг Земли. Я - за астрономию в школе, она дает понимание того, в каком мире мы живем.