Новости

05.03.2013 00:45
Рубрика: Экономика

Авиамагистра заказывали?

Ужесточаются требования к подготовке специалистов гражданской авиации
Сколько авиационных инженеров не хватает сегодня России? Как моделируют аварийные ситуации с самолетами на земле? Какой показатель для хорошего вуза самый главный? Об этом корреспондент "РГ" беседует с ректором Московского государственного технического университета гражданской авиации, доктором технических наук, профессором Борисом Елисеевым.

Борис Петрович, дефицит пилотов настолько велик, что авиакомпании готовы принимать на работу даже гастарбайтеров. С инженерами положение лучше?

Борис Елисеев: Не намного. Инженеров, как, впрочем, и техников, серьезно не хватает. Не случайно наши студенты начиная с 3-4 курсов идут нарасхват. Контрольные цифры приема на 2013 год еще не утверждены. Но университет в своем портфеле уже имеет заявки от авиационных госструктур, авиакомпаний и предприятий. Рассчитываем принять около трех тысяч обучающихся.

А какие специалисты особенно нужны?

Борис Елисеев: Инженеры-механики, электрики и радисты. С развитием московского аэроузла резко вырос спрос на инженеров-бакалавров. Так что наши филиалы-колледжи ожидает ощутимый конкурс.

С сентября все вузы будут работать по новому закону "Об образовании". Позиции, которые касаются авиационных вузов, вас устраивают?

Борис Елисеев: Безусловно. Все наши предложения учтены. Что принципиально? Закон впервые утверждает верховенство международных требований. И одно из главных - авиационный вуз обязательно должен иметь мощную учебно-тренажерную базу.

Еще недавно учебных авиатренажеров катастрофически не хватало. Что-то изменилось?

Борис Елисеев: Конечно. Спасибо Росавиации. Только за последние два года мы получили несколько современных тренажеров. Cемь универсальных имитаторов позволяют моделировать процесс эксплуатации самых различных воздушных судов. Появились тренажеры пилотских кабин самолетов Airbus А319/А320/А321. Для работы на них первая группа преподавателей уже прошла обучение по программе подготовки сертифицированных инструкторов. У нас есть самые современные комплексные тренажеры для обучения диспетчеров и т.д.

Уникальный тренажер "комбинированная реальность" разработали как раз в вашем университете?

Борис Елисеев: Да, это наша гордость. Система дает возможность моделировать абсолютно любые ситуации на земле и в воздухе. Включая аварийные.

А что стоит в учебном ангаре? Все-таки будущие инженеры должны практиковаться на реальной технике.

Борис Елисеев: Помню, с каким трудом когда-то университет получил списанные самолеты Ил-86 и Ту-154. И то это была личная договоренность ректора с руководством "Аэрофлота". В пяти филиалах вуза - технических училищах ситуация была еще хуже. В Егорьевском филиале учебные пуски двигателей проводили на "старичках" Ан-24. Впрочем, для ознакомительной практики отечественные воздушные суда, которые не выведены из эксплуатации, вполне подходят.

Иностранные самолеты "в натуре" есть?

Борис Елисеев: Пока только "виртуальные". Но наши студенты проходят практику в ведущих авиакомпаниях на самых современных воздушных судах. Как российских, так и западных. Самолетов-"иномарок" в российском авиапарке уже сегодня почти 600 единиц. И эта цифра будет только расти. Для сравнения: двенадцать лет назад было только 46.

Это учитывается в учебных программах?

Борис Елисеев: Разумеется. Недавно мы встречались с руководством российского представительства Airbus. Обсуждали варианты сотрудничества по подготовке инженеров на самолеты этой марки. Получили предложение принять участие в престижном международном проекте "Темпус". Это одна из программ Евросоюза. С российской стороны сюда входят МГТУ ГА, СПбГУ ГА и МАИ, а от Евросоюза - университеты Севильи, Болоньи и Академия гражданской авиации Франции. Цель - разработка международной программы "Магистр гражданской авиации" и, соответственно, получение двух дипломов.

Вообще требования сегодня ужесточены как никогда. Скажем, система образования авиаспециалистов европейского уровня контролируется и сертифицируется SAA EASA - органом надзора по безопасности Европейской авиационной администрации. И учебному заведению, имеющему право на такие образовательные программы, присваивается статус соответствия PART-147.

Ваш вуз такой статус имеет?

Борис Елисеев: Работаем над этим. Филиалы будут получать такой статус по готовности. Первый на очереди Егорьевский имени Валерия Чкалова. А МГТУ ГА уже включен в авторитетный реестр ИКАО.

Экономика Транспорт Авиатранспорт Общество Образование