А тут подоспело и решение Комиссии правительства РФ по законопроектной деятельности - она одобрила законопроект, направленный на усиление ответственности за размещение несоответствующей рекламы лекарств и БАДов. Проект, которым предлагается приравнять процедуру регистрации БАДов к лекарствам, был разработан Федеральной антимонопольной службой (ФАС) в конце прошлого года. Если поправки будут приняты, в рекламе должна появиться информация о том, что добавки не являются лекарственными средствами - сейчас это требование распространяется только на их упаковку. Поправки также возлагают ответственность за нарушение требований к рекламе БАДов не только на рекламодателя, но и на рекламораспространителя - газеты, журналы, теле- и радиоканалы... После комиссии законопроект будет рассмотрен на заседании правительства.
Все эти меры направлены на защиту потребителя от недобросовестных производителей добавок - благодаря агрессивной рекламе многие люди верят в лечебную силу травяных сборов и витаминных комплексов, которые лекарствами вовсе не являются. Но участники парламентских слушаний предупреждали и о том, что вместе с грязной водой нечестного бизнеса можно выплеснуть и ребенка - действительно полезные и необходимые большинству россиян добавки к пище, которые восполняют дефицит незаменимых веществ.
- Если БАД будут проходить все процедуры регистрации - доклинические, клинические исследования, фармэкспертизу и т.д., - то они должны будут называться уже не БАДами, а лекарственными средствами, - уверена заведующая кафедрой клинической нутрициологии факультета повышения квалификации медицинских работников Российского университета дружбы народов профессор Светлана Орлова.
А вице-президент Некоммерческого партнерства производителей БАД (НПП БАД) Наталия Прокопьева считает, что для кардинального решения проблем обращения добавок достаточно скорректировать Закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции".
- Для этого нужно ввести в свидетельство о госрегистрации БАД важную опцию - "область применения" и дать возможность производителям делать так называемое "заявление о пользе", в котором будут прописаны свойства добавки, - сказала Наталия Прокопьева. - Тем самым мы приблизимся к мировой практике. Сейчас участники рынка на законном основании не могут заявлять о свойствах БАД и их эффективности, потому что законодательство определяет добавки только как источник биологически активных веществ. Этот термин вводит потребителя в заблуждение и не раскрывает истинных потребительских свойств товара.
Введение "заявления о пользе" при регистрации БАД, по мнению эксперта, решит проблемы недобросовестной рекламы и мошенничества - рекламируя свой продукт, производитель не сможет говорить о тех его свойствах, которые не были заявлены при регистрации. Заявление о пользе может базироваться как на методических указаниях Роспотребнадзора (Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище), так и на мировых научных обзорах о действии тех или иных ингредиентов добавок. Если нужно, можно ввести на этой основе и краткую клиническую апробацию и дать производителям право опираться на научные исследования, как это делается, например, в США.
- Решением многих проблем отрасли могла бы стать разработка технического регламента Таможенного союза в сфере обращения БАД, - полагает исполнительный директор НПП БАД Марина Пономарева. - Он позволил бы контролировать все этапы обращения БАД, начиная с требований к производству, составу, процедуре государственной регистрации с описанием области применения, заканчивая требованиями к упаковке и информации для потребителя, а также к рекламе.
- Мы приветствуем идею формирования экспертного совета по совершенствованию законодательства в сфере обращения БАД при Комитете Госдумы по охране здоровья, - заявила "РБГ" директор по внешнекорпоративным связям компании Amway Анна Сошинская. - В сложившейся ситуации принципиально важно сфокусировать обсуждение на решении наиболее острых проблем индустрии: повышении уровня контроля за соблюдением действующего регулирования, усилении требований рекламного законодательства, а также осторожном и выверенном подходе к анализу действующей системы регистрации БАД. Решение этих вопросов положительно повлияет на устойчивое развитие отрасли.
Прислушаются ли законодатели к позиции отрасли, пока неясно. Но ее участники предупреждают: непродуманные меры могут привести к полному исчезновению многих добавок с рынка. Привыкшие к ним потребители в этой ситуации могут вернуться к стихийному собирательству трав и приготовлению собственных сборов-настоек-отваров. Ведь отечественная фармпромышленность уже давно не выпускает натуральные лекарственные фитопрепараты - эту нишу полностью закрывали БАДы. Последствия такого "зельеварения" могут оказаться довольно печальными.