Если инициатива еврокомиссара Мальмстрём удастся воплотить в жизнь, то через какие-нибудь пять лет на контрольно-пропускных пунктах в аэропортах стран ЕС можно будет наблюдать футуристическую картину.
Очереди к окошкам пограничников исчезнут в принципе. Людей почти полностью заменят машины. После проверки багажа и личного досмотра достаточно будет активировать биометрический паспорт или специальную карту - и вы автоматически пересекаете границу. Иначе с растущим, как снежный ком, потоком иностранцев просто не справиться. Эксперты в Еврокомиссии подсчитали: к 2030 году количество пассажиров, ежегодно пересекающих границы ЕС, вырастет на 80 процентов - до 720 миллионов человек. Новая система (Entry/Exit System) призвана значительно упростить контроль за приезжающими и облегчить жизнь им самим.
Хотя главной задачей, как признают чиновники в Брюсселе, является все же борьба с мигрантами, которые всеми правдами и неправдами пытаются остаться в ЕС дольше разрешенного срока пребывания. По разным данным, на территории европейских стран находится от 1,9 до 3,8 миллиона нелегалов. На досмотре подозрительных лиц, "входящих в группу риска", как раз и сосредоточатся пограничники в международных аэропортах (совсем без них, как видно, не обойтись). Впрочем, в ведомстве Мальмстрём не смогли пояснить, какие именно лица попадают в эту категорию.
Главное же новшество заключается в том, что при считывании персональных данных в единой электронной базе будет фиксироваться время, когда иностранец пересекает границу. Собеседники "РГ" в Еврокомиссии объяснили: если он исчерпал лимит пребывания, не покинув пределы ЕС, система пошлет тревожный сигнал в правоохранительные ведомства соответствующих стран. Нынешняя практика, когда в загранпаспорт просто ставится штамп, в этом смысле несовершенна. Тем более что документы могут неожиданно "потеряться".
Для пущей надежности приезжих обяжут проходить через процедуру дактилоскопирования. "Отпечатки пальцев будут сдавать абсолютно все граждане третьих стран, даже те, кто имеет право на безвизовый въезд. С отменой или упрощением визового режима это никак не связано", - поясняют в Брюсселе.
Впрочем, обладатели шенгенских мультивиз и вообще иностранцы, часто бывающие в Европе, например, по делам бизнеса, смогут воспользоваться привилегией. Для них предусмотрена программа "Зарегистрированный путешественник" (Registered Traveller Programme). Нужно будет обратиться в консульство любого государства-члена ЕС за специальной картой, действующей год или дольше. Она позволит проходить все формальности на границе в упрощенном режиме. Сервисный сбор за рассмотрение обращения обойдется в 20 евро. Разумеется, заявителю могут отказать без объяснения причин - как и при получении самой визы. "Участие в этой программе исключительно добровольное. Это для вашего же удобства. Впрочем, обладание такой картой вовсе не гарантирует беспрепятственный въезд в шенгенскую зону. Документы должны быть в порядке", - уточняют в Еврокомиссии.
Теперь проект будут рассматривать профильные министерства всех 27 стран-членов ЕС, а также депутаты Европарламента, многие из которых уже отнеслись к нему довольно скептически. "Вся эта затея - не более чем трата огромных денег и умножение бюрократии", - считает член комитета по вопросам юстиции и внутренних дел, евродепутат из фракции "Зеленые/Европейский свободный альянс" Франциска Келлер. Очевидно, что система все равно не будет работать, поскольку невозможно отследить местоположение каждого человека. Иначе придется устраивать поголовную проверку паспортов на улицах европейских городов. "По сути, этот подход заведомо приравнивает любого негражданина ЕС к преступнику, что нарушает основополагающие ценности европейского сообщества. ЕС на своих границах не должен превращаться в "Большого брата", - говорит фрау Келлер. К тому же иностранцам придется сдавать "пальчики" не только при въезде в шенгенскую зону, но и любом пересечении внутренних границ. Коллеги "зеленых" из фракции либерал-демократов отнеслись к инициативе Еврокомиссии более благосклонно, но и они обеспокоены возможными злоупотреблениями при доступе к электронной базе данных.
Да и вообще пока не очень понятно, готовы ли страны-члены Евросоюза раскошелиться на столь затратный проект. Только в бюджете ЕС на внедрение этой программы до 2020 года заложена сумма в 1,1 миллиарда евро. Не говоря уже о том, что национальным правительствам придется вложить немало средств в реорганизацию всей системы пограничного контроля.