Новости

05.03.2013 00:52
Рубрика: Власть

Чиновники уходят в патруль

Полиция теряет право составлять протоколы за мелкое хамство
Правоведы обнаружили проблемную зону в законодательстве: полиция по всей стране может вот-вот прекратить составлять протоколы на мелких бытовых хамов, например, выгуливающих собак без поводка, шумящих по ночам или отравляющих нашу жизнь прочими способами.

Недавно в Амурской области местное Законодательное собрание приняло закон, взволновавший общественность. Чиновники местной административной комиссии получили право вместо полиции составлять протоколы на правонарушителей. Участкового уполномоченного фактически должен заменить человек в штатском. Одна беда - таких людей слишком мало, чтобы они могли закрыть собой от хамов наши города и села. Да и по ночам чиновники не работают, вызывать их, если за стенкой буянят соседи, бессмысленно и бесполезно.

При этом местное законодательное собрание действовало абсолютно в духе закона. Более того, если где-то подобные новации не введены, депутатам надо поставить минус - они теряют время. Ведь после реформы МВД полиция уже не может делать кое-какие вещи.

Проблема в правовых тонкостях, на которые обычные люди, как правило, не обращают даже внимания. Дело в том, что помимо общего для всей страны Кодекса об административных правонарушениях существуют региональные законы, карающие мелких нарушителей. Местные нормы дополняют и расширяют систему административных наказаний с учетом региональных особенностей. Прежняя милиция делилась на федеральную и муниципальную. В ходе реформы после долгих споров было принято решение перевести всю полицию на федеральный уровень. Теперь даже рядовой патрульный в маленьком городке является представителем центральной власти, ни больше, ни меньше. С точки зрения отечественных реалий, у такого решения, безусловно, масса плюсов. Однако один побочный эффект такой централизации эксперты в свое время не просчитали: новая полиция уже не вправе руководствоваться местными законами.

"Логика в том, что полицейский может составлять протоколы об административных правонарушениях только в рамках федерального законодательства, - пояснил "РГ" доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ Иван Соловьев. - Ведь что получается: существует несколько десятков региональных законов. В них содержатся свои уникальные для данного региона перечни административных правонарушений. Значит, то, что является наказуемым, скажем, в Саратовской области, в Ленинградской не является нарушением, и наоборот. И таких примеров можно привести массу. Коль полиция у нас федеральная и финансируется из единого центра и соответствующим образом структурирована, она не должна выполнять административные функции не в рамках общероссийского КоАПа. Поэтому раз кодекс региональный и принят на уровне региона, то и привлекать к административной ответственности должны региональные административные комиссии".

Только для многих местных чиновников новость стала шоком. Все сразу стало необычно сложно: штаты местных административных комиссий невелики. Да и как чиновник сможет, например, установить личность дебошира? Полиция может проверить документы, а человек в штатском, он человеку кто?

Между тем местные законы наказывают в том числе за ночной шум, выгул собак без намордника. В Красноярске можно получить штраф за выброс мусора на обочину из автомобиля. А в Саратове обсуждается интересная, хотя и небесспорная инициатива ввести штрафы за семейные дебоши. Но вот вопрос: для кого теперь все это пишут региональные депутаты? "Конечно, на первом этапе контраст эффективности таких комиссий по сравнению с действиями полиции говорит не в пользу первых, - соглашается Иван Соловьев. - Но такова логика закона. И в конечном итоге от этого зависит сам принцип законности и соблюдения прав граждан. И суд в данном случае не встанет на сторону кажущейся целесообразности".

У правоведов есть несколько предложений, как исправить положение. Первое из них небесспорное, но хотя бы подумать о нем стоит: если вся полиция у нас федеральная, может, стоит попробовать хотя бы в порядке эксперимента создать муниципальную милицию на местах. Можно с выборными шерифами, такие идеи обсуждались и в ходе реформы МВД. Муниципальные стражи порядка могли бы вместе с полицией следить за правопорядком, выполняя местные законы. Другой вариант: детально регламентировать работу об административных комиссиях: порядок их формирования, правила представления информации и доказательств. Возможно, стоит принять на федеральном уровне типовое положение о таких комиссиях. Работа служб порядка должна широко освещаться. Многие ли граждане сегодня знают адреса местных административных комиссий? Между тем гражданское общество надо шире привлекать к борьбе за порядок. Федеральный кодекс разрешает принимать фото- и видеоматериалы о нарушениях, такое же положение должно быть и с местными законами. Тогда достаточно будет сфотографировать нарушителя и послать заявление в комиссию. "Выход может быть в более активном участии граждан в охране общественного порядка, привлечении народных дружин, казачьих дружин, иных общественных организаций, действующих в данной сфере, в том числе в помощь административным комиссиям, - говорит Иван Соловьев. - Ведь сегодня в большинстве субъектов правовая база для этого есть - региональные законы об участии граждан в охране общественного порядка. Также есть надежда, что вскоре такой закон появится и на федеральном уровне.

Власть Право Административное право Филиалы РГ Дальний Восток ДФО Амурская область