Глава ФНС Михаил Мишустин заявил, что количество налоговых проверок в 2012 году сократилось на 14%. Тенденция снижения числа контрольных мероприятий поддерживается в течение последних лет. Ранее проверялся 1% юрлиц, сегодня этот показатель на уровне 0,6%. Руководитель налоговой службы сообщил, что сегодня инспекторы не стремятся увеличивать число проверок. Их проведение тоже дорого обходится бюджету. Ставка делается на аналитическую работу, в этом случае ревизоры выходят на проверку только в ту компанию, в которой уже отмечены нарушения.
Объем доначислений по выездным проверкам с каждым годом увеличивается. "Эффективность на одну выездную проверку возросла на 30% и составила 5,6 млн рублей. Мы просто так к налогоплательщику уже не приходим", - сообщил Михаил Мишустин. Также за 2012 год по результатам аналитической работы налоговой службы самостоятельно были уточнены налоговые обязательства на сумму более 45 млрд рублей. Уменьшены суммы убытков на 318 млрд рублей.
Налоговикам в 2012 году удалось на 20% сократить число споров с юридическими лицами с 61 тысячи до 49 тысяч разбирательств. "Такие показатели были достигнуты за счет подготовки доказательной базы, а также эффективного взаимодействия подразделений налоговых органов при рассмотрении результатов налоговых проверок", - сказал министр финансов Антон Силуанов. При этом если в 2008 году в пользу ФНС выносилось лишь 38% решений, то в 2012 году службой выиграно 77% споров. Сумма заявленных налогоплательщиками требований, напротив, снизилась на 20% с 298 млрд рублей до 239 млрд рублей. Такую роль сыграло качество сбора доказательств о нарушениях в компаниях. Михаил Мишустин посоветовал коллегам заботиться о сборе доказательств уже при выходе на проверку.
С начала 2012 года в рамках законодательства о трансфертном ценообразовании крупнейшие налогоплательщики получили право подать заявление о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения. "За 2012 год мы получили более 35 заявлений от крупнейших налогоплательщиков нефтегазовой отрасли, металлургии, сферы транспорта. Как показывает международный опыт, заключение таких соглашений длится годами. И мы в условиях довольно жесткого лимита времени с января 2013 года заключили три соглашения с крупнейшими налогоплательщиками, входящими в группы "Роснефть", "Газпромнефть" и "Аэрофлот", - сообщил Мишустин. Основная работа по соблюдению законодательства о трансфертном ценообразовании начнется в этом году, служба с 2013 года имеет право проводить контрольные мероприятия в соответствии с законом о трансфертном ценообразовании. А уже 20 мая истекает срок подачи налогоплательщиками уведомления о контролируемых сделках за 2012 год.
В 2013 году налоговые органы собираются опробовать новые методы администрирования, которые активно применяются в зарубежных странах. К примеру, горизонтальный мониторинг. Он заключается в том, что инспекция заранее получает от налогоплательщика информацию обо всех рискованных сделках, планируемом налогообложении, способах снижения налогового бремени. К таким операциям будет применяться режим быстрого согласования, так как все сложные моменты планируется урегулировать заранее.
Сегодня на сайте ФНС представлены 32 сервиса, к которым за 2012 год обратилось более 60 млн человек. Один из наиболее востребованных ресурсов - регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП). ФНС рассчитывает к 2018 году существенно ускорить выдачу документов бизнесменам, сократив время регистрации компаний до двух дней. Также в скором времени у компаний появится возможность пользоваться "личным кабинетом налогоплательщика для юридических лиц". С 27 февраля плотный проект был запущен в 10 московских инспекциях, нескольких подмосковных и одной нижегородской. Сервис пройдет промышленную эксплуатацию и будет доступен юрлицам на всей территории страны. Личный кабинет юрлица выведет общение с налогоплательщиками на новый уровень и устранит проблему несвоевременного получения информации от налоговых органов.
В ближайшее время налоговые органы собираются оформить все отделения и сайты в едином фирменном стиле. Эта работа будет проведена поэтапно, в первую очередь обновленный офис и форму получат сотрудники наиболее прогрессивных инспекций, в частности тех, которые внедряют у себя информационную систему "Налог-3". Мишустин отметил, что кроме стиля корректировать необходимо и поведение сотрудников территориальных органов. "Налогоплательщики не так сильно, но все еще жалуются. В первую очередь на грубость, непонимание", - сообщил он. Также глава ФНС отметил недостаточную осведомленность налогоплательщиков о наличии электронных сервисов, которые могут сэкономить время и нервы посетителей инспекций.
Доклад об итогах и планах налогового ведовства закончился на позитивной ноте. Глава минфина Антон Силуанов поделился радостной новостью: "Правительством принято решение не сокращать в пределах ближайших трех лет предельную численность работников территориальных органов налоговой службы. Правительство прекрасно понимает, что для эффективной работы налоговой службы зависит и пополнение казны". Ранее федеральным органам было дано распоряжение сократить численность сотрудников в среднем на 20%.