Урожай с минусом
Генеральный директор центра анализа аграрных рынков Андрей Сизов отмечает, что предпосылок для сложившейся ситуации несколько. Первая - низкий урожай 2012 года.
- Меньше собрали только в 2010-м - во время засухи, и в 2002-м, когда на юге России погибли озимые, - отметил Андрей Сизов. - Но в основных производящих регионах снова произошло снижение. Единственный федеральный округ, где урожай увеличился до миллиона тонн, - это ЦФО. В результате серьезно изменилась конфигурация рынка, в которой существенно возросла доля центра, в то время как на юге она осталась такой же, а в восточных регионах и вовсе заметно "просела".
Специалисты отмечают и перемены в структуре спроса на зерно. Если в нулевые годы из-за экспортного спроса нарастала доля пшеницы, то в настоящее время происходит переход к другой модели производства, которая учитывает потребности растущего животноводческого сектора.
Важную, по данным аналитика, роль здесь играет и экспорт зерна:
- Если учитывать зернобобовые, то в январе было вывезено 440 тысяч тонн - для нынешнего баланса цифра достаточно серьезная. И хотя потом заговорили о сокращении объемов, первая неделя февраля показала: его не будет.
О негативной роли экспортных поставок высказалась и президент Гильдии пекарей и кондитеров Воронежской области Марина Лютикова.
- С лета - буквально за четыре месяца - цены на хлебопекарную муку поднялись вдвое. С чем это связано - трудно объяснить, официальных комментариев чиновники не дают. Урожай у нас был лучше прошлогоднего, качество зерна гораздо выше. Остается подозревать избыточный экспорт.
Тут продай, там купи
В то же время, как фиксируют наблюдатели, с рынка уходит целый ряд потребителей - мелкие животноводческие хозяйства и небольшие мельницы. Возможно, эта тенденция возникла из-за высокой цены зерна. Но такого снижения объема недостаточно, чтобы создать хорошие запасы той же пшеницы.
- Относительно благополучной можно назвать ситуацию в центре страны, где запасы - на уровне 90 процентов по отношению к прошлому году, - отмечает Андрей Сизов. - В остальных федеральных округах - минус 30-40 процентов. Остатки пшеницы на 1 января этого года во всех категориях хозяйств соответствовали прошлогодним показателям на 1 мая, - подчеркивает Андрей Сизов.
По данным аналитиков, общие запасы пшеницы составляют сейчас в стране около пяти миллионов тонн. Однако в то самое время, когда в Воронеже участники конференции пекарей и кондитеров региона обратились к правительству РФ с просьбой уменьшить квоты на вывоз зерна за рубеж, неожиданно вырос импорт. Из-за нехватки зерна крупные российские потребители вынуждены его закупать, в частности, в Казахстане.
- Официальных данных о закупке пшеницы нет, - отмечает Андрей Сизов. - Но известно, что 202 тысячи тонн было привезено с июля по декабрь железнодорожным транспортом. Если учитывать еще и мелкие автоперевозки, то получится, что тысяч триста тонн из Казахстана ввезли, и зерно из этой республики становится все более востребованным. За первую неделю февраля поступило уже 35 тысяч тонн.
В этой ситуации очень некомфортно чувствуют себя российские мукомолы, опасаясь, что в будущем в Россию смогут поставлять и казахстанскую муку. Однако эксперты убеждают: какой-либо инфраструктуры по разгрузке и хранению муки в нашей стране пока нет, и для того, чтобы пошли мощные поставки, нужно четко наладить оптовую перевалку муки.
Когда хлеб пахнет деньгами
Эти аргументы, впрочем, успокаивают не всех. Руководитель дивизиона переработки зернового сырья одной из крупнейших хлебопекарных компаний не только Белгородской области, но и России Сергей Пивнев говорит, что отрасль полностью зависит от аграриев и ценообразования на рынке зерна.
- Цены с начала сезона поднялись на 70 процентов, это абсолютный рекорд, и, естественно, мука дорожает, - отмечает он. - Прогноз здесь однозначный: если будет расти стоимость сырья, подорожает и хлеб.
С такой позицией, впрочем, не совсем согласен глава федеральной Гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон. По его словам, сырье определяет лишь 30-40 процентов цены на готовые мучные изделия, при этом мука - не самая дорогостоящая составляющая.
- Из-за удорожания зерна хлебобулочная продукция может вырасти в цене максимум на пять процентов. Более существенно влияют на ее стоимость те факторы, которые может регулировать государство. И оно должно их регулировать, если действительно заинтересовано в сдерживании цен. Но пока речь не идет, скажем, о снижении или заморозке для предприятий хлебопечения размеров тарифов на три-четыре года или пересмотре ставок налогов на землю и имущество, льготах по аренде помещений... Вместо этого многие политики голословно призывают не поднимать цены выше уровня инфляции - то есть семи-восьми процентов, - отметил Юрий Кацнельсон.
Кстати, эксперт выступил резко против идеи введения продуктовых карточек или производства особых сортов хлеба для незащищенных слоев населения. По его словам, "социальный хлеб" "пахнет" бюджетными деньгами. Да и практика последних лет показывает: россияне все активнее покупают вовсе не дешевый "Дарницкий", а изделия экстра-класса с полезными добавками.
Между прочим, если ориентироваться на статистику, можно сделать вывод, что общий годовой объем производства хлеба в России снижается. Однако статнаблюдением охвачена незначительная часть преобладающих на "хлебном" рынке организаций малого и среднего бизнеса (их доля - более 60 процентов). Крупные заводы конкуренцию проигрывают: снижают объемы производства, даже закрываются. Но общая численность предприятий отрасли увеличивается, растет емкость рынка. В начале 2012 года ее оценивали в 400 миллиардов рублей, что на 17,5 процента больше, чем в 2009-м.
А чтобы малые предприятия не зависели от монополистов в сфере выпуска, например, дрожжей, Гильдия намерена создавать альтернативные производства отдельных видов сырья.
- Более половины рынка дрожжей в России находится под контролем французской группы компаний. Ее заводы вольны поднимать цены на этот продукт и навязывать "в нагрузку" разнообразные улучшители для теста, - пояснил Юрий Кацнельсон. - И если крупные хлебозаводы могут открыть свой дрожжевой цех, то малый бизнес выбора не имеет. Для него мы и запустим альтернативное производство на Северном Кавказе совместно с членами Сахарного союза, поскольку после переработки сладких корней остается меласса, а на ней и выращивают дрожжи. Не исключено, что появится и аналогичный "профсоюзный" заводик по выпуску масложировой продукции для пекарей.
Найдите розницу
Воронежские хлебопеки полагают, что в области - для развития отрасли в сложных финансовых условиях - необходимо принять закон, облегчающий продвижение продукции местных производителей, в том числе в крупных торговых сетях. Однако Юрий Кацнельсон советует им уповать не на административные, а на экономические механизмы регулирования рынка: мол, федеральный закон "О торговле" достаточно ограничил свободу сетевиков, вопросы возврата непроданного хлеба производителю можно оговорить в специальном постановлении Роспотребнадзора (которое уже направлено на согласование в Минюст РФ). Пекари же должны открывать собственные киоски - сегодня розничные точки имеют 15 процентов производителей хлебобулочной продукции, а их должно быть в разы больше.
- В неофициальных беседах некоторые бизнесмены по-прежнему жалуются на "притеснения" со стороны торговых сетей, но письменных обращений, указывающих на недобросовестную конкуренцию на хлебном рынке, к нам не поступало, - добавил руководитель управления ФАС по Воронежской области Владимир Рохмистров. - Порой мы на свой страх и риск начинаем искать признаки вины торговых сетей, а оказывается, дело в невнимательности самих производителей. К примеру, в воронежских сетевых магазинах условия для липецких поставщиков хлебобулочной продукции выгоднее, чем для местных. А все потому, что липчане при заключении договора прописали соответствующие пункты в протоколе разногласий - и торговая организация его приняла. А воронежцы подписывают стандартный договор.
P. S.
На главный вопрос - об изменении цен на зерно - пока не может ответить никто из экспертов.
- Раньше рынок был намного проще, - отмечает исполнительный директор центра анализа аграрных рынков Андрей Сизов-младший. - В 90-е годы было все понятно: в начале сезона зерно покупали, а в конце - продавали за большие деньги. Это была первая стадия развития рынка. Вторая стадия - когда появился такой базовый фактор как экспорт. Но мировой рынок тоже был более или менее спокоен: за зерно давали хорошую цену и продавцы имели хорошую маржу. И вот, наконец, третья стадия - я называю ее "великая неопределенность". На ситуацию влияет и мировой рынок, который стал более волатилен, и появление внутренних драйверов в лице крупных потребителей зерна - предприятий животноводства. Но нам осталось подождать несколько недель, чтобы понять, куда движется этот рынок.