- Безусловно, принятие данного документа - необходимый шаг, поскольку ранее деятельность предприятий ВКХ регулировали более 61 тысячи нормативных актов, в том числе около 200 указов президента РФ и 123 Федеральных закона, - говорит исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова. - Понятно, что сейчас не все старые нормативные акты утратили силу, в одночасье это не произойдет. Но во всяком случае закон "О водоснабжении и водоотведении" носит комплексный характер и включает в себя весь спектр имущественных и договорных отношений, в том числе тарифное регулирование, плату за подключение, вывод объектов из оборота.
Самое заметное новшество - ответственность за организацию водоснабжения и водоотведения в городе теперь лежит не на специализированном предприятии, а на муниципалитете. Именно городские власти за счет бюджетных средств должны создать схему водоснабжения и водоотведения на подведомственной территории на срок не менее 15 лет. Такой план должен разрабатываться с учетом генплана и программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. В схеме должны быть отражены основные показатели, принципы и задачи развития водопроводной сети города. Проще говоря, необходимо понять, где и какие дополнительные мощности по водоснабжению и водоотведению понадобятся в течение ближайших 15 лет. Без этой схемы никакого развития территорий, строительства новых водоводов и коллекторов быть не может, поскольку новый закон закрыл эту возможность. Но в бюджете Нижнего Новгорода на этот год расходы на создание схемы не предусмотрены, утверждает генеральный директор "Нижегородского водоканала" Александр Байер. Да и методология, по которой можно разработать схему, до сих пор не выработана. Следовательно, в 2013 году схема не появится, и тогда коммунальщики останутся без инвестиционной программы на 2014-й. А отсутствие возможности подключения новых объектов приведет к коллапсу: построенные жилые дома, промышленные сооружения, ТРЦ и бизнес-центры невозможно будет ввести в эксплуатацию, что приведет к огромным убыткам застройщиков и росту цен на рынке жилой и коммерческой недвижимости.
- В новом законе так и не сделан главный выбор: сектор водоснабжения и водоотведения - это социальная функция или бизнес? - развивает тему Александр Байер. - Государство предъявляет к нам требования как к социальному предприятию, и в то же время закон написан как для бизнес-структуры.
- Водоснабжение является не в полной мере бизнесом, - поддержала коллегу Елена Довлатова. - С одной стороны, все водоканалы априори - коммерческие структуры, независимо от того, в какой форме действуют - акционерные это общества или муниципальные предприятия. У водоканала сложная миссия: с одной стороны, нужно поставлять качественную воду, с другой - очищать стоки, с третьей - не ухудшить материальное положение граждан.
Впрочем, такое двойственное положение предприятий отрасли приводит к явно негативным последствиям. Тарифы на водоснабжение и водоотведение ограничены предельным индексом, устанавливаемым государством. При этом тарифообразование в России сильно политизировано и редко отражает реальную экономическую ситуацию в той или иной отрасли.
- В некоторых случаях власти понимают, что надо поднять тарифы, но не делают этого, - продолжает Елена Довлатова. - В среднем по России тариф на воду составляет 15 рублей за тысячу литров. А бутылка с питьевой водой продается в магазине за 30 рублей. Цены несопоставимы.
Низкие тарифы вкупе со строгими санитарными требованиями по очистке как самой воды, так и стоков приводят к тому, что инвесторы не проявляют интереса к отрасли. Риски высоки, а срок окупаемости инвестиций - 15-30 лет. Есть и более выгодные сферы применения капитала.
С этим согласен и руководитель Дзержинского водоканала Андрей Рехалов. Он отмечает, что сейчас из-за невысокой доходности в отрасли не имеет смысла обращаться в банк за кредитами: возвращать их придется из прибыли, а это - прямой путь к банкротству. Выход пока только один - взять оборудование и технику в лизинг, так как лизинговые платежи в любом случае относятся к затратам и включены в тариф. Однако этот вариант подходит для решения далеко не всех задач.
- Еще один способ повышения финансовых результатов, который мы используем, - внедрение энергосервисных контрактов, - рассказывает Андрей Рехалов. - То есть предприятие подписывает с энергосервисной фирмой долгосрочное соглашение, по которому последняя за свой счет меняет старое силовое оборудование (например, насосы) на современное, энергоэффективное.
Деньги, полученные от экономии электроэнергии, в полном объеме поступают инвестору до тех пор, пока его затраты не окупятся полностью. Затем сэкономленные средства делятся между водоканалом и энергосервисной фирмой.
- Износ основных фондов у нас составляет 80 процентов, - сообщил Андрей Рехалов. - Заниматься только эксплуатацией сетей при таком износе - путь в никуда. Поэтому в Дзержинске сети водоканала отданы в концессию на 25 лет. В ближайшие пять лет на их модернизацию будет направлено 500 миллионов рублей.
В Нижнем Новгороде решение о концессии сетей водоканала пока не принято. Между тем износ фондов здесь ничуть не меньше, чем в городе химиков.
- Некоторые водоводы, которые мы сейчас меняем, были построены еще в начале прошлого века, - утверждает Александр Байер. - Иногда там даже трубы не осталось - только ржавчина и утрамбованная земля вокруг нее. Благодаря спокойному течению и отсутствию гидроударов все так и функционирует.
Такая ситуация характерна для подавляющего большинства российских городов, считает Елена Довлатова. Примеров внедрения концессии в России пока очень мало. Сейчас проходит массовое акционирование водоканалов, при этом сто процентов их акций принадлежат муниципалитетам. Но дальше этого дело, как правило, не продвигается.