04.03.2013 23:40
Поделиться

Более 30 миллионов абонентов пользуются платным ТВ в России

Проникновение услуги платного ТВ в России достигнет 74% в 2017 году, количество абонентов увеличится до 40,2 млн домохозяйств. К таким выводам пришли аналитики J son & Partners Consulting. Наш рынок платного ТВ - один из самых крупных в мире: по итогам 2012 года он насчитывает 31,9 млн домохозяйств, подключенных к технологиям кабельного, спутникового и IP-телевидения, это на 11% больше, чем в 2011 году. Сейчас проникновение платного ТВ составляет в России более 58%.

Наибольший рост абонентов произошел в сегментах спутникового ТВ и IPTV. За 2011-2012 гг. абонентская база IPTV увеличилась в 1,6 раза, спутникового на 19%. Рост "спутников" был обусловлен преимущественно низкой стоимостью услуги по сравнению с другими технологиями платного ТВ, независимостью от сетей фиксированной связи и доступностью на территории всей страны. Наибольшие темпы прироста в сегменте IPTV: 62% к 2011 году. Стремительному росту IPTV способствовало развитие услуги ШПД: по оценкам J son & Partners Consulting, на конец 2012 года проникновение ШПД достигло 48%. Одним из основных преимуществ IPTV является возможность предоставления услуги "видео по запросу" и доступа к интерактивным сервисам.

Наименьшие темпы прироста наблюдаются в сегменте кабельного ТВ - 3%. При этом здесь происходит трансформация: операторы модернизируют сети и переходят на технологию DVB-C. Она позволяет предоставлять услугу цифрового ТВ с дополнительной возможностью доступа к таким сервисам, как видео по запросу, catch-up-ТВ (это технология, позволяющая смотреть ТВ-передачи с помощью Интернета через некоторое время после их выхода в телеэфир). Крупнейшие игроки на рынке платного ТВ России по итогам 2012: "Триколор ТВ" (доля рынка 28%), "Ростелеком" (21%), МТС (9%), "ЭР-Телеком" (7%) и "АКАДО" (4%).

Более половины абонентской базы генерируется Приволжским и Центральным федеральными округами. По количеству абонентов платного ТВ лидирует ЦФО - 35,5% от рынка России в целом. Минимальное проникновение у СКФО и ДФО.

По мнению экспертов компании "Стрим", основным драйвером роста рынка платного ТВ является увеличение проникновения Интернета в регионы. А модернизация сетей связи приводит к замене кабельного ТВ на платное цифровое ТВ. "Желание потребителей увеличить возможность выбора каналов, в том числе получить возможность смотреть новые фильмы по запросу, подталкивает их к переходу на цифровое ТВ, - отметили в "Стрим". - Дополнительными услугами платного ТВ может стать модель quadruple play, которая заключается в том, что абонент, заплатив один раз, получает доступ не только к Интернету и платному ТВ, но и сервису "видео по запросу". Включить или отключить доступ к услуге подписчики могут из личного кабинета абонента".

"У рынка фиксированного доступа в Интернет и платного ТВ потенциал роста. По нашим прогнозам, он может увеличиться на 20% в денежном выражении в ближайшие два года, - сообщили "РБГ" в МТС. - Еще один драйвер роста - увеличение проникновения современных телевизоров с поддержкой новейших технологий - телевидения высокой четкости, видео по запросу. Сегодня около 40% телевизоров поддерживают качество HD и в перспективе их будет еще больше".