14 лабораторий по актерскому мастерству, вокалу, технологии производства кукол, гриму, пиару, и все это за три дня. Если учесть, что гастрольная жизнь страны с советских времен так и не восстановлена, а ситуация профессионального общения сведена к нулю, форум остается едва ли не единственной возможностью творческого развития в регионах.
В последний день форума Александр Калягин подвел некоторые его итоги. "У вас прекрасно здесь в Новосибирске. И гастрольная карта Сибири, крупномасштабный гастрольный марафон "Театральный перевал", и рождественский фестиваль "Сибирский транзит". Новосибирск в этом смысле, конечно, это показатель, и к этому надо стремиться". Председатель СТД высказался о необходимости еще до принятия закона о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ провести методические совещания и семинары с руководителями органов культуры, профсоюзами и руководителями театров. Ведь уволенный артист в связи с окончанием контракта или с выходом на пенсию оказывается на улице. Он не только теряет социальный статус, но еще и не может обеспечить себе достойное существование за счет государственной пенсии или пособия: "Мы считаем необходимым разработать адекватную программу социальной поддержки, в которой была бы предусмотрена переподготовка кадров. Мы будем добиваться открытия новых рабочих мест, на которых могли бы пригодиться знания и опыт артистов, оказавшихся вне театра". Калягин поделился опытом своего собственного театра Et Cetera, в котором создан фонд солидарности поколений, из которого доплачивают пенсионерам.
Одним из самых ярких событий форума стал мастер-класс выдающегося российского режиссера Камы Гинкаса. Он, кстати, является и председателем Гильдии театральных режиссеров Сибири. Этот театральный "цех" сегодня находится в критическом состоянии. В России директора давно стали определять не только финансовую, но и "художественную" программу театров, а в последнее время в этой области начинают администрировать и местные власти. На форуме речь шла о недопустимости вмешательства властей в творческую политику театра.
Кама Гинкас, режиссер:
- К сожалению, в нашей профессии работает немало людей, которые считаются режиссерами, но которые не владеют ремеслом. А ремесло - дело щекотливое. Я учился у Георгия Александровича Товстоногова, который ненавидел самодеятельность в профессиональном театре, хотя она процветала именно в советские времена. Мы, режиссеры, имеем дело с очень опасным материалом - живым организмом, беззащитным голым артистом. Если хирург не знает анатомии, его не подпустишь к живому телу с ножом - он его просто зарежет.