Новости

06.03.2013 00:40
Рубрика: Власть

Сказка о потерянном времени

Текст: (председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике)
Президенты России и Украины встретились в очередной раз и обсудили все то же, что всегда. Газ, трубы, Таможенный союз. Российско-украинские связи напоминают сказку о потерянном времени. С конца 1990-х годов, когда был ратифицирован так называемый "большой договор", установивший основы отношений, по сути, ничего принципиально нового в них не произошло. Разве что раньше на первом плане был Черноморский флот, а газ оставался в тени, потом они поменялись местами. Невозможно избавиться от впечатления, что ни одна проблема не решается окончательно, каждая из сторон надеется, что ситуация изменится и условия можно будет скорректировать в свою пользу. Этот отложенный статус приводит к тому, что сегодня снова говорят о том же, что и десятилетие назад, с тем же результатом.

Наглядный пример - история с газотранспортной системой Украины. Вопрос о создании трехстороннего консорциума активно обсуждался в 2002 году, тогда предполагалось, что помимо Украины и России в него войдет Евросоюз. По разным причинам ничего не вышло, и вот 11 лет спустя дежавю. Теперь, правда, уже не Москва, а Киев проявляет инициативу, но условия куда менее благоприятные. ГТС не "молодеет", Россия целеустремленно строит обходные трубы, Европа переживает кризис, но в то же время реформирует газовый рынок, чтобы снизить зависимость от внешних поставщиков. Направлено это в немалой степени против России, но опосредованно страдает и Украина, ведь главный геоэкономический актив Киева - труба в Европу, идущая из России. Поэтому даже если Россия реализует не все свои обходные планы (а в целесообразности "Южного потока" многие по-прежнему сомневаются), общая ценность российско-украинского направления в глазах Европы будет снижаться. Объективно Москве и Киеву давно следовало бы перестать воевать по поводу энергетики, а объединить усилия перед лицом меняющейся реальности. Но этому мешают политические разногласия, а точнее - глубоко укоренившиеся негативные стереотипы.

По сравнению с серединой и второй половиной 2000-х накал, конечно, снизился. Отчасти по той причине, что напор Запада - Евросоюза и США - заметно спал, они углубились в собственные проблемы. В России постепенно слабеет инерция распада СССР, после которого долго казалось, что независимость Украины - фатальная утрата чего-то принципиально важного. Эмоциональное отношение сменяется на прагматический подход, тем более что главный раздражитель - возможное втягивание Украины в НАТО - фактически утратил актуальность. Таможенный союз, несмотря на распространенные опасения, не является реинкарнацией Советского Союза, а представляет собой попытку подвести рациональную экономическую базу под отношения. И предложить соседям России нечто взаимовыгодное.

Тот факт, что членство в Таможенном союзе выгодно Киеву, не отрицают даже многие его украинские критики. Возражения чисто политические - опасность попадания в сферу российского доминирования, отсутствие перспектив модернизации, отказ от пути в Европу. Последнее усиленно поддерживается Брюсселем - чиновники ЕС прямо говорят, что ассоциированный статус с Европейским союзом невозможен в случае членства в Таможенном союзе. Что касается доминирования, то тут, если взглянуть спокойно и здраво, все неоднозначно. Евразийская экономическая комиссия - орган коллегиальный, где все страны-члены имеют равное право голоса, вне зависимости от населения и размера экономики. Решения принимаются консенсусом, так что партнеры России скорей уж находятся в привилегированном положении.

Кстати, хотя Москва, конечно, заинтересована в привлечении Украины - большой рынок, потенциально мощная экономика, - но есть и сомнения. Получить в объединении члена, который всегда и во всем будет занимать особую позицию, блокируя развитие - сомнительное благо. Опыт Великобритании в ЕС или, тем более, Узбекистана в ОДКБ заставляет задуматься, не лучше ли ограничиться более узким кругом, зато гарантировать эффективную работу механизма.

Состояние украинского общества и политики таково, что никакой президент, даже самый лояльный в отношении России, скорее всего, не сможет принять решение об однозначно пророссийском векторе. (Виктор Ющенко доказал и обратное - резкий поворот штурвала на Запад не приводит ни к чему хорошему.) В Москве, вероятно, это понимают, по некоторым признакам Россия готова рассматривать какие-то промежуточные варианты - киевская идея статуса 3+1 (неполное членство в Таможенном союзе) не встречает уже столь однозначного отрицания, как еще пару месяцев назад. Россия, кстати, в отличие от Евросоюза ультиматумов Киеву (только с нами!) никогда не ставила и рассматривает Таможенный союз как элемент будущего единого экономического пространства всей Евразии от Лиссабона до Владивостока или даже Пусана.

Штампы, застрявшие в сознании, мешают осознать, что в крайне непонятном мире XXI века страны, обладающие культурно-исторической близостью и многими совпадающими интересами, должны изо всех сил стремиться к тому, чтобы преодолевать разногласия и объединять усилия. Даже в этом случае успех не гарантирован, тем более он маловероятен, если усиленно ставить друг другу подножки.