Зачем ее нужно менять, разработчики поясняли не раз. Сейчас пенсионные обязательства работников формируются в абсолютной величине - в рублях. Если говорить упрощенно - сумма перечисленных к моменту выхода на пенсию взносов делится на расчетный срок нахождения на пенсии (сейчас 19 лет) и на 12 месяцев - в итоге получаем ежемесячную сумму пенсионных выплат. Эта система, пояснял замминистра труда и соцзащиты Андрей Пудов, хорошо работает в накопительной системе, когда каждый будущий пенсионер "отвечает" за себя, и размер его пенсии четко привязан к сумме взносов.
В распределительной системе такая формула приводит к тому, что не все обязательства "покрыты" поступлениями в Пенсионный фонд, так формируется его дефицит. Например, для низкооплачиваемых работников пенсия может оказаться ниже прожиточного минимума.
Но по закону таким пенсионерам доплачивают до прожиточного минимума. То же происходит с работниками вредных производств. Их ранний выход на пенсию "подкрепили" дополнительными взносами в пенсионную систему лишь с нынешнего года. А до сих пор "списочники", как и северяне, получали свои досрочные пенсии из "общего котла".
Есть еще одна проблема - взносы человек платит сегодня, а учитываться в размере пенсии эти суммы будут спустя много лет. То есть их надо "осовременивать". Сейчас взносы ежегодно индексируют с учетом инфляции и доходов ПФР. Более корректным, говорят эксперты, было бы соотносить заработок конкретного человека (уплаченные им взносы) со средней зарплатой по стране. То есть рассчитывать ежегодные коэффициенты, которые показывали бы вклад конкретного работника в сравнении с другими. Начал работать с маленькой зарплатой, например, в половину от средней по стране в конкретный год, - получаешь коэффициент 0,5. Доросла зарплата до среднего уровня - коэффициент 1. Стал высокооплачиваемым работником - и коэффициент соответствующий.
Перед выходом на пенсию будут учитываться все годы работы и вычислен "средний" коэффициент. Который и будет применен при назначении пенсии. Оговоримся сразу - это лишь один из возможных вариантов, которые рассматривались экспертами. В прессу просочились и другие "рабочие" версии. Которые, пока окончательный документ не обнародован, остаются исключительно экспертными оценками.
В любом случае в солидарной системе "справедливая" пенсия (сколько "отдал", пока работал - столько и получаешь) назначается разве что "середнякам". У низкооплачиваемых работников выплаты "подтягивают". Богатым, наоборот, "урезают". (Обеспечить 40% возмещения заработка людям с миллионными доходами невозможно по определению, такую задачу не ставит перед собой ни одно государство.)
Отсюда - и попытки "нарисовать" формулу, которая бы, сохраняя принцип социальной справедливости, помогла бы одновременно сбалансировать пенсионную систему и уменьшить дефицит ПФР. Как говорят в минтруде, "настроить" формулу с помощью коэффициентов проще.
Но будет ли такой способ доступен пониманию обычных людей, будет ли итоговая формула "прозрачной" и "простой"?
"Прозрачности в начислении пенсии при таком подходе мы не получим, - считает первый вице-президент НАПФ Юрий Люблин, который, кстати, много лет работал зампредом правления ПФР. - Предложение взять в руки калькулятор и посчитать свою будущую пенсию - невыполнимо. Не понятно пока, в отношении каких людей предполагается применять формулу. Если и для тех, кто уже в прошлом накопил обязательства, то как предполагается пересчитывать их права?"
Важно, считает Люблин, не допустить, чтобы были "наказаны" снижением пенсии те работники, которые решат не отправлять свой накопительный тариф в распределительную часть. Напомним, сделать такой выбор будущим пенсионерам предстоит до конца нынешнего года.
Кстати
С 2013 года за работников вредных и опасных производств работодатели обязаны платить дополнительные взносы в Пенсионный фонд. ПФР призывает работников контролировать перечисление дополнительных сумм за тех, кто работает на вредных местах, чтобы в дальнейшем у них не возникло сложностей с назначением досрочных пенсий. Дополнительный тариф, введенный с 1 января 2013 года, составляет: по Списку N 1 - 4% от фонда оплаты труда, по Списку N 2 и "малым" спискам - 2%.