На Дону двухлетнего малыша спасла от холода кошка

В Чертково Ростовской области мать троих детей Екатерину Авраменко лишили родительских прав на первых двух ее ребятишек, а недавно родившегося третьего ребенка - дочь Диану - она оставила в больнице. Как получилось, что у молодой непьющей женщины , о которой неплохо отзывались односельчане, разрушилась семья, а ее дети ищут теперь других родителей - выясняла "РГ".

Пурга

Семья Кати Авраменко стала известна за пределам Чертково после нашумевшей истории о том, как ее двухлетнего сына обнаружили полуодетым в хлеву. Ребенок пытался согреться, прижимая к себе кошку. Где мать - неизвестно. Когда эта история стала предметом гласности, тут же состоялся людской суд, благо сейчас это легко - нажал на кнопку клавиатуры и готов вердикт. Интернет - сообщество дружно опустило большой палец вниз, и в отношении молодой женщины прозвучало почти единодушное "На кол ее!"

Так что же в действительности произошло в отдаленном селе?

Над хутором Осиково снежные заряды. Намело так, что по углам хлева, в котором нашли Данила, небольшие сугробы. Рядами стоят буренки: пар, запах сена и навоза. Сразу за стойлом захламленная подсобка. Здесь и обнаружили ребенка сотрудники социальных служб. На коленях он держал кошку. У него были обморожены щеки, на лице и спине подсохшие ссадины.

- Я его не бил! - говорит работник фермы Артем, по совместительству друг мамы Данила - Катерины Авраменко. - Может это Катька? Она его воспитывала за то, что он в туалет не просился. Почему он тут очутился? Катя боялась, что пацана заберут на государственные харчи, вот и спряталась с ним в хлеву. Потом собралась куда-то, мол, скоро вернусь. А меня попросила за мальчиком присмотреть. Я к нему заглядывал, готовил кушать. Но мне особо некогда, за скотиной надо следить. А что мороз, так всю ферму не натопишь. Да и недолго он тут мерз. За ним целая делегация прикатила.

- Когда мы пришли, то увидели среди грязи и мусора чудесного мальчика со светлыми, как у одуванчика, волосами, - рассказывает ведущий специалист по охране прав детства отдела образования администрации Чертковского района Олеся Федорова. - Он ничего не мог сказать, только кушать просил. На столе лежала булка хлеба и засохшая картошка в сковороде. Печка давно простыла, рядом ни дров, ни угля. Мальчик в одних колготках и рубашке, никакой теплой одежды рядом не было. Где мама Данилы на тот момент мы не знали.

Ребенка привезли в больницу, обогрели, приодели и накормили. Врачи отмечают, что он очень нуждается в ласке, ко всем тянется ручками, называет "мама" и "баба". Как же оказался Данилка в промерзшем хлеву в компании с кошкой?

Мама Катя, ау?!

История эта началась в декабре прошлого года в хуторе Голдин. По поселению проходил рейд и работникам социальной службы сообщили, что есть семья, на которую надо обратить внимание. В дом к Катерине Авраменко наведались сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних ОМВД Чертковского района и отдела образования администрации. В пустых помещениях пыльные следы от мебели, разбросано старое тряпье. И холодно, как в погребе. Лишь в одной комнате стоял калорифер, около которого грелись Катерина с сыном.

- Увидели мы, что там за жизнь, и стали уговаривать Катерину поместить Данилку в реабилитационный центр на время. У нас немало семей, которые воспользовались такой возможностью, смогли взять себя в руки и наладили быт. Но Авраменко уверяла нас, что приехала сюда на один день, чтобы детские оформить на сына. Мол, родители скоро пришлют за ней машину. Мы настаивали: "Устроишься на работу, наведешь тут порядок, а малыш пока в центре поживет". Но Катя нас как будто не слышала. Потом все-таки согласилась и даже бумаги подписала. Утром мы к ней приехали, а дом пустой. Сбежала вместе с Данилкой.

- Они тут раньше всей семьей жили - впятером, - рассказывают соседи. - Родители Кати, она сама и двое ее детей: пятилетняя дочка Тамара и Данил. Ну да, еще и дочка у нее есть. Потом с работой у старших не сложилось, задолжали за газ и от отопления их отрезали. В конце концов, пристроились на ферму в соседнем хуторе Бакань. Сняли там домик, и все вместе переехали. Да что-то Катя не заладила с отцом и снова сюда подалась - в родной дом. Катерина не пьет. А вот родители, бывает, что и приложатся. Обычное у нас дело. Катю пытаются упрекнуть, что она ни дня в своей жизни не трудилась. Это не так. И дояркой была, и поварихой, но как-то не разбогатела. Вопрос в другом - рожала-то зачем? На кого надеялась? Ну, не дура ли?

И когда это стало у нас так - родил детей и тебя в неумные записали?

Если последовательно идти по детективной канве Катерининых перемещений, то история выглядит так. Побеседовав с представителями органов опеки, она в страхе, что отнимут сына, решила запутать следы. К родителям в хутор Бакань не вернулась, а уехала со своим другом Артемом в поселок Осиково. Здесь они поселились на ферме. Артем ухаживал за коровами. А Катя с сыном коротала время в подсобке. Куда же она исчезла в тот злополучный день? Предположений высказывалось масса: и к подружкам подалась, и на дискотеку. Загуляла, в общем. А на самом деле ничего этого не было. Катерина ждала, когда придет время рожать третьего ребенка. Срок был большой. В тот день она отправилась на консультацию к врачу. Думала, что скоро вернется. Кто ж знал, что у нее начнутся схватки.

А вот и Диана!

У Авраменко родилась дочь. Отличная девочка. Назвали Дианой. Сейчас они в детском отделении Чертковской больницы. В перерыве между кормлениями Катя согласилась со мной поговорить. Она оказалась такой худой, что стало понятно, почему никто не замечал ее беременности.

- Зачем же ты в таком состоянии сбежала от опеки?

- А что было делать? Испугалась, что заберут сына, только я его и видела. Я приехала в Голдин детские оформить, но не получилось, не хватило справки, что отец Данилки сидит в тюрьме. Срок ему дали за кражу телефона, два года. Я считаю, что его подставили, но связь с ним не поддерживаю. Пока с детскими разбиралась, тут и опека нагрянула. Вот я и решила на ферму с Артемом уехать. Думала, пережду, будем работать, и все наладится. К родителям не вернулась, потому что не очень с ними ладила. Они хотели, чтобы я жила со стариком. Был там обеспеченный претендент. Но я упиралась. К тому же, если бы меня искали, то первым делом у них, а что мы с сыном в хлеву прячемся, никому и в голову не пришло. Конечно, я хочу быть вместе со своими детьми, я ведь и пособие на них получаю. Им со мной лучше, чем в самом распрекрасном детдоме.

- А откуда у Данилки синяки?

- Признаюсь, бывало, что и шлепну его. Потом очень жалею, корю себя.

- Ты дала Диане отчество Артемовна. Но Артем-то, похоже, еще не определился со своим отцовством?

Она миролюбиво машет рукой.

-Он то так скажет, то эдак. Мы с ним хоть и ровесники, но он как ребенок. Извините, я слышу, что Диана плачет, мне надо идти.

В телефонном разговоре Артем подтвердил, что дочка его. "Я их жалею. Катя сама еще как ребенок, куда им без меня?"

Вот такие дети галактики. Уже и сами успели нарожать, а повзрослели или нет -большой вопрос.

Заведующая детским отделением Жанна Щукина считает, что Авраменко - мать не хуже других.

- Материнский инстинкт у нее есть, за девочкой ухаживает. Все время спрашивает, что с Данилой и Тамарой. Артем тут каждый день, как штык. Ходить-то он ходит, но больше по части бесед, а чтобы гостинцы принести - этого нет. Реальной помощи ни от кого наша пациентка не видит. Получается, она одна и никому не нужна.

Сейчас родители Кати оформляют на пятилетнюю Тамару опеку. Бабушка с дедушкой они старательные. Но Данила брать к себе не хотят. Мол, Тамару они знают с пеленок, привыкли. А к мальчику - нет. Да и средств на него - нет. Правда, бабушка с другой стороны проявила желание взять Данилу под опеку. Но пока на этих детей документы не оформлены и судьба их не решена.

Утопический сценарий возможного Катерининого будущего мог бы выглядеть так. Ей помогут погасить долг за отопление в пустующем родительском доме - около восьми тысяч, обеспечат детской одеждой, ведь она грудами лежит в благотворительных фондах, а впоследствии и работой. Драгоценные для Катерины дары! И это не золото, ладан и смирна, а всего лишь нормальная человеческая поддержка, которая обществу нашему вполне по силам. Через год можно было бы за счет материнского капитала на Данила привести жилье в божеский вид. А там, глядишь, и на третьего ребенка государственные деньги подоспели бы.

Но вышло по-другому. В отношении Авраменко было возбуждено уголовное дело по статье 156 УК РФ за ненадлежащее воспитание, уклонение от родительских обязанностей и жестокое обращение с малолетним ребенком. На днях в Чертково состоялся суд, Катерину лишили родительских прав на Тамару и Данила. Не потянула Катя и третьего ребенка, говорят, оставила в больнице. У меня нет желания оправдывать эту женщину. Ее слова, мол, нечем кормить, да и "как я буду бороться, я же нищая, детей у меня все равно отберут" , большого впечатления не произвели, хотя... Бедность и отчаяние могут сломать и сильного человека, а Катя к таким не принадлежит. Давайте признаем, ни органы опеки, ни все мы на роль волхвов не потянули.