Напомним, в конце февраля президент страны раскритиковал работу Минрегионразвития по контролю обоснованности роста коммунальных платежей. В среднем их увеличение, по мнению главы государства, не должно превышать 6 процентов в год, однако достоянием гласности стали случаи, когда тарифы выросли в несколько раз.
Прокуратура Нижневартовска завела уголовное дело на управляющую компанию (УК), которая намеренно в течение трех лет завышала цены на отопление. Во всех 50 жилых домах обслуживаемой ею территории были установлены приборы учета тепловой энергии, но компания начисляла плату за отопление по нормативам. Сама же расплачивалась с поставщиком ресурса по показаниям приборов. Повышенные платежи начислялись с 2008 года, пока один из квартиросъемщиков не выразил несогласие и не обратился в прокуратуру. Там провели проверку правильности и законности начисления ему платы за тепловую энергию.
Как рассказала старший помощник окружного прокурора Инга Снаткина, проанализировать платежки помогли специалисты счетной палаты города, которые обратили внимание на применение управляющей компанией порядка расчета и установленных формул. В итоге и выявлено мошенничество. А дальнейшие проверки, которые провели правоохранительные органы по всем домам, находящимся в управлении этой компании, заронили подозрение, что совершено оно в особо крупном размере.
Сейчас делом занимаются следователи. Им предстоит проанализировать 200 тысяч квитанций. Предполагается, что от мошеннических действий пострадало около пяти тысяч человек. Как сообщили в прокуратуре, потерпевшие уже подали более трех тысяч исков о взыскании с УК причиненного ущерба - в среднем по 40 тысяч рублей каждый. Чтобы обеспечить возмещение, следственные органы наложили арест на имущество подозреваемой структуры (на сумму свыше шести миллионов рублей). Руководителю УК грозит до пяти лет лишения свободы.
Интересно, что некоторые жильцы даже не заметили, что переплачивали за тепло более трех лет. Ведь в квитанциях не было расписано, по каким тарифам взимается плата, а многие и не ведали, что дома оборудованы счетчиками. У других суммы в платежках вызывали подозрения, однако дальше ворчания дело не пошло.
А вот в Сургуте волнения по поводу завышенных цифр поднялись сразу после получения январских платежек. Здесь даже создали общественный совет по вопросам ЖКХ при главе города. Первое его заседание состоялось 16 февраля и сразу обнажило противоречия между собственниками жилья и одной из управляющих компаний. В частности, жители требовали убрать из строки "Содержание жилищного фонда и текущий ремонт" две составляющие "Уборка подъездов" и "Уборка придомовой территории", поскольку эти услуги не получают, а сами моют пол на лестничных клетках и чистят снег во дворе. К тому же общественный совет выяснил, что договора на предоставление услуг с собственниками дома вообще нет.
Параллельно глава города провел совещание с руководителями всех управляющих компаний. Правда, он отмечает, что муниципалитет может лишь давать рекомендации, тем не менее власти показали коммунальщикам, в каком направлении надо двигаться.
В департаменте городского хозяйства администрации Сургута рассказали, что в ближайшее время проведут ревизию потребления тепла. Здесь сталкиваются с тем, что организации закупают ресурс под проектную мощность, а используют значительно меньший объем. Отсюда и неадекватные платежи за тепло.
- Если проанализировать фактические затраты на теплоснабжение и перезаключить договоры в соответствии с ними, то можно сэкономить, - объяснил директор департамента Владимир Базаров. - Это будет выгодно всем: потребители перестанут платить за избыток тепла, а городская система получит возможность подключить больше объектов к сети.
Он к тому же сообщил, что платежки, полученные сургутянами в январе, будут пересматриваться. Как оказалось, одни городские УК сделали расчеты, ориентируясь на постановления федерального правительства, другие следовали указаниям окружных властей. Теперь подход унифицируют.
Жалобы на завышенные тарифы или некачественно оказанные услуги жители Сургута активно шлют не только в департамент городского хозяйства, но и в прокуратуру. Именно по их заявлениям надзорный орган обнаружил у одной из УК нарушения в части начисления платы за водоснабжение, водоотведение, электроэнергию и отопление. Прокурор в интересах граждан обратился в суд с требованием устранить допущенные нарушения и произвести перерасчет.
В окружной прокуратуре призывают жителей, располагающих информацией о хищении денежных средств, мошенничестве в сфере ЖКХ, обращаться с заявлениями в прокуратуру города и правоохранительные органы. Если люди считают, что должностные лица действуют неправомерно или бездействуют, нарушая их права, им советуют обращаться в суд.
А как у соседей
Мониторинг, проведенный министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области, не выявил в муниципалитетах региона фактов необоснованного роста коммунальных тарифов. Скоро на Среднем Урале должен заработать интернет-портал, где будет собрана информация о деятельности всех управляющих компаний региона. Зайдя на сайт, любой житель сможет узнать, сколько и за что он платит коммунальщикам.