Во вьетнамском порту Камрань вновь появятся боевые корабли России

Высказанное в "РГ" предположение, что бело-голубой Андреевский флаг вновь поднимется над вьетнамским портом Камрань, оказалось верным.

После переговоров в Ханое с президентом Вьетнама Чионгом Таном Шангом и министром обороны республики Фунг Куанг Тханем глава нашего военного ведомства Сергей Шойгу объявил - уже в этом году может быть подписано соглашение, санкционирующее заход и обслуживание в Камрани боевых кораблей российского ВМФ.  Условия пребывания в порту  дружественного государства нашей флотской техники и военных моряков сейчас обсуждают адмиралы и дипломаты двух стран.  В детали этого диалога Шойгу не вдавался.  Поэтому впору говорить о нескольких сценариях  реализации будущего договора.

Первый выглядит так.  Находящиеся в дальних походах российские корабли будут принимать в Камрани местные военные. Это стандартная международная практика хороша лишь в том случае, когда за тысячи миль в округе государство не имеет собственных объектов для обслуживания и ремонта техники, а  также пополнения корабельных запасов воды, продовольствия и горюче-смазочных материалов.  Дело в том, что за все услуги морякам приходится платить валютой да еще ждать, когда на их временную стоянку переправят с родины необходимые для корабля узлы и агрегаты.

Гораздо предпочтительней выглядит иной вариант.  Страна разрешает партнеру создать на своей территории пункт материально-технического обеспечения его флота.  Туда командируют несколько десятков военнослужащих, перегоняют плавучие ремонтные мастерские и причалы, в порту строят склады и жилые помещения.  Именно по такой схеме когда-то был организован единственный на сегодня зарубежный пункт материально-технического обеспечения ВМФ России в сирийском Тартусе.  Скорее всего, эта же схема будет применена и во Вьетнаме.  Говорить о создании в Камрани полноценной военно-морской базы России - с множеством флотских объектов и действующим аэродромом - сейчас, по-видимому, не стоит. Хотя полностью исключать такую возможность нельзя. Эксперты говорят, все будет зависеть от интересов и уровня взаимодействия Москвы и Ханоя.

По линии военных ведомств такие связи заметно укрепляются.  Например, Сергей Шойгу заявил, что в ближайшее время будут рассмотрены предложения, касающиеся подготовки в России высших командных кадров для вьетнамской армии. Причем программы их обучения скорректируют под современные вызовы и новые риски.  Кроме того, военные двух стран договорились наладить постоянный диалог на уровне заместителей министров обороны. "Надеемся, что этот механизм начнет работать уже в этом году", - подчеркнул Шойгу. В свою очередь, вьетнамцы готовы помочь в организации отдыха наших военнослужащих. Пару лет назад "РГ" со ссылкой на начальника Генштаба писала о планах строительства во Вьетнаме специального центра для реабилитации российских военных.  Проект, как выяснилось, не канул в Лету.  Шойгу дал понять, что в его реализации заинтересована не только Москва, но и Ханой, а сама стройка может начаться в нынешнем году.

Но более всего Вьетнам сейчас заинтересован в создании собственного подводного флота. В решении этой задачи Россия принимает самое активное участие.  Еще в 2009 году был подписан контракт на поставку вьетнамским военным шести дизель-электрических субмарин проекта 636 "Варшавянка" ( по классификации НАТО - "Кило").  Первые две лодки наши партнеры должны получить с "Адмиралтейских верфей" в этом году.  Головной корабль сейчас проходит ходовые испытания, он успешно выполнил 12 погружений, в том числе одно глубоководное. Государственные испытания этой субмарины завершат летом, а на сентябрь запланирована ее передача заказчику.  На второй лодке вот-вот начнутся швартовые испытания.  Третий корабль думают спустить на воду в августе. Идут подготовительные работы и по другим субмаринам.

Однако мало приобрести морскую технику. Нужно обучить людей, которые будут на ней ходить по морям-океанам. Этим тоже занимаются в России. Причем, как заметил Шойгу, особенно важно "синхронизировать подготовку подводных кораблей и подготовку экипажей".