Представители министерств и ведомств России, Беларуси, Казахстана, Евразийской экономической комиссии, а также ученые и эксперты собрались, чтобы выработать действенные и практические рекомендации для развития вновь формирующихся интеграционных структур на постсоветском пространстве. В мероприятии принял участие Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота.
На пленарном заседании с докладами выступили руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов, министр по основным направлениям интеграции и макроэкономики Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая, советник президента РФ Сергей Глазьев, а также представители Дипломатической академии МИД, делового сообщества и общественных организаций. Как отметил ректор Дипломатической академии МИД России Евгений Бажанов, по итогам конференции будет подготовлен доклад для руководящих органов, в том числе для Министерства иностранных дел РФ. В своем выступлении Григорий Рапота подчеркнул, что тема интеграции волнует многих политиков на постсоветском пространстве. Поэтому осмысление процессов и оценка перспектив развития на этом поле - крайне важны. Государственный секретарь назвал Таможенный союз одним из самых продвинутых интеграционных образований, отметив, что в его создании велика роль Союзного государства. "По многим направлениям Союзное государство России и Беларуси стало площадкой, где отрабатывались модели решений, которые потом использовались в Таможенном союзе и в СНГ в целом, - пояснил Григорий Рапота. - Достаточно сказать, что первый договор о зоне свободной торговли был подписан Россией и Беларусью, так же как и первое соглашение о создании Таможенного союза".
По словам Госсекретаря, в рамках Союзного государства есть наработки, в частности, в сфере таможенного взаимодействия, которые могут быть использованы другими интеграционными структурами: "Достаточно сказать, что уже 15 лет в Союзном государстве существует Таможенный комитет Союзного государства.
В рамках его деятельности создана единая автоматизированная информационная система, которая позволяет реально взаимодействовать на таможенном поле. Сейчас этот опыт распространяется на Таможенный союз. Через белорусские границы с Западной Европой проходит порядка 80 процентов грузов, которые идут на Россию. У нас идет очень большая и интересная работа".
Многие участники отмечали, что изначально мало кто верил в пользу интеграционных процессов. Однако интеграционные структуры созданы и успешно работают. Сегодня, как заметил Андрей Бельянинов, в Таможенный союз "стучится Киргизия".
По словам Григория Рапоты, эта тема особенно интересует тех политиков, которые только и думают о том, стоит ли как-то взаимодействовать и присоединяться к интеграционным структурам. "Я был на Украине, и там этот вопрос очень активно задавался, - рассказал Госсекретарь. - Что дают государству интеграционные объединения? Что это может дать Украине? Мы сейчас отмечаем интерес к взаимодействию тех государств, которые входили в Советский Союз. Это закономерно и исторически обусловлено тем, что на первых порах после развала СССР государства были озабочены выстраиванием своих суверенитетов. После того как задача была решена, появилась возможность уделять внимание экономическому взаимодействию с партнерами. Я думаю, что этот процесс будет продолжаться".
Выступающие говорили и о том, что сегодня участники Таможенного союза должны оценивать риски при принятии в него новых членов. Григорий Рапота пояснил журналистам, какие это могут быть риски. "При любом политическом или экономическом решении необходимо просчитывать риски, это не значит, что их выявление должно препятствовать решению интеграционных задач. Это должно явиться поводом, чтобы принимать меры и сводить эти риски к минимуму. Любому государству, которое собирается вступать в Таможенный союз, необходимо знать режим открытости или закрытости этого государства с третьими странами. Является ли оно членом ВТО. Кроме того, Таможенный союз имеет свои условия и торгово-экономические отношения с третьими странами. Они должны быть гармонизированы и приведены к тем стандартам, которые существуют в Таможенном союзе".
Андрей Бельянинов, руководитель Федеральной таможенной службы:
-Россия, Беларусь и Казахстан являются сегодня лидерами интеграции на Европейском пространстве. Президенты наших стран ведут четкую позицию в вопросах Евразийской интеграции. Таможенный союз выходит на новый уровень, открывает широкие перспективы для экономического развития и создания дополнительного конкурентного преимущества. Создание Евразийского экономического союза - это эффективная интеграция, тот путь, который позволит его участникам занять достойное место в XXI веке.
Татьяна Валовая, министр по основным направлениям интеграции и макроэкономики Евразийской экономической комиссии:
- Перед нами сейчас стоит задача создания Евразийского экономического союза. Цель четко обозначена - 1 января 2015 года данный Союз должен заработать как новая единородная организация. Есть поручения президентов России, Беларуси и Казахстана: до 1 мая 2014 года договор по Евразийскому экономическому союзу должен быть готов. В ходе подготовки к этому договору помимо кодификации уже имеющихся договоренностей необходимо внести новые предложения по дальнейшему развитию интеграции. Сейчас мы над этими предложениями работаем. Правительства России, Беларуси и Казахстана совместно с Евразийской экономической комиссией до 1 мая 2013 года должны их представить.
Сергей Глазьев, советник президента РФ:
- Необходима разработка общей стратегии экономического развития ТС, общей промышленной политики и общего видения развития производственной кооперации. Есть проблема, которая не позволяет нам точно оценить интеграционный эффект, - это крайнее неудовлетворительное состояние статистики взаимной торговли. Как только мы сняли таможенный контроль, мы потеряли таможенную статистику. Необходимо формирование общего валютного пространства и пространства платежей. Нам нужна общая платежная система. Надо как можно скорее переходить на расчет в национальных валютах.