Один из первых вопросов, о назначении на должность судьи ВАС, вызвал неожиданную и эмоциональную реакцию председателя верхней палаты - как правило, назначения в СФ носят сугубо технический характер. Однако объектом сенаторского гнева стала не кандидат в ВАС Галина Кирийкова, а вся судебная система в целом.
Валентина Матвиенко обвинила судейское сообщество в покрывательстве судьи Арбитражного суда Краснодарского края Сергея Русова, задержанного по подозрению в получении взятки в 20 млн рублей.
"У вас что, молчанка по поводу этой истории? Пресса, Интернет гудят. Это, что, покрывательство или желание защитить честь мундира? Мы возьмем это дело под жесткий парламентский контроль и доведем эту историю до конца, чтобы у нас не было неприкасаемых людей", - решительно заявила спикер верхней палаты заместителю председателя ВАС Артуру Абсалямову. - Вашего судью взяли с поличным в собственном кабинете, прямо в здании Верховного суда. Вы должны бороться за самоочищение системы, вы должны показать обществу, что вы не сидите полтора месяца и не ждете, как разрешится ситуация, не легли на дно".
Она напомнила, что, декларируя борьбу с коррупцией, президент России "говорит одно, а руководство Высшего арбитражного суда понимает это по-другому". Валентина Матвиенко поручила главе Конституционного комитета Совфеда Андрею Клишасу выяснить, почему не было запроса от коллегии судей и попыток возбудить уголовное дело. Еще один член этого комитета Анатолий Лысков предложил создать в органах судебной власти службу собственной безопасности: "Я прошу Вас, Валентина Ивановна, поставить этот вопрос перед президентом страны".
Закрывая судебную тему, сенаторы пообещали внести в закон о Верховном суде поправки, запрещающие судьям ВС иметь зарубежные счета и иностранные ценные бумаги. "Скорее всего, после того, как будет принят аналогичный закон в отношении парламентариев и членов правительства, мы по согласованию с Верховным судом внесем такие же зеркальные изменения в закон о Верховном суде, - сообщил Лысков. "Это было бы совершенно правильно", - поддержала сенатора Валентина Матвиенко.
В рамках "правительственного часа" сенаторы выслушали своего "выпускника", министра сельского хозяйства Николая Федорова. Чиновник рассказал о судьбе российского АПК в условиях членства России в ВТО и, судя по его выступлению, главная проблема сельского хозяйства та же, что и у нефтегазовой отрасли: экспортируется, в основном, сырье, а хотелось бы продавать готовую продукцию.
"Основной инструмент адаптации к ВТО - госпрограмма, а ее основная особенность - стимулирование производства конечного продукта. Она строится по принципу продовольственных цепочек от поля до прилавка, - рассказал министр, уточнив, что в нее впервые включен институт переработки. - В этом году поставили задачу собрать не менее 95 млн тонн зерновых. Это необходимо для наших избирателей, для обеспечения внутренних потребностей, создания резерва и сохранения страны как игрока на глобальном продовольственном рынке".
"Экспорт возрос на 38,6%, самый большой вес принадлежит зерновым, - сообщил Федоров. - Но поводов для радости недостаточно. Лучше экспортировать не зерно, а продукты переработки". Министр также анонсировал первое распределение денежных лимитов по регионам: "Мы подготовили обоснование расчета на дополнительную поддержку сельского хозяйства на 42 млрд рублей. Завтра на заседании правительства будет утверждено первое распределение лимитов по регионам - более половины от 137 млрд. Средства дойдут до регионов в считаные дни".
Своего бывшего коллегу сенаторы встретили очень благостно, однако повод для конфликта нашелся и здесь. Сенаторы заявили, что не поддержат обсуждаемый в Госдуме законопроект о ликвидации категории "земли сельскохозяйственного назначения".
"Минсельхоз считает весьма нежелательным, это я мягко выражаюсь, вообще-то личная моя позиция - недопустимо, чтобы было принято решение о ликвидации такой ценности как "земли сельхозназначения", - заявил Николай Федоров. - Убежден, что, совершенствуя законодательство, можно и нужно сохранить такую категорию, как "земли сельхозназначения", как нуждающуюся в особой государственной, юридической, исторической, если хотите, защите".
"Позиция Совета Федерации такая же, как ваша личная точка зрения, и Совет Федерации, я так думаю, не поддержит законопроект, если он к нам придет с другой позицией, - пообещала Валентина Матвиенко. - Я тоже считаю, что это недопустимо".
Следующим объектом атаки стала представительница минэкономразвития, которая не смогла ответить на претензию вице-спикера Светланы Орловой, почему в тех продуктовых магазинах, в которые она приезжает, нет товаров российского производства. Чиновница была обвинена в некомпетентности, а Валентина Матвиенко поручила написать письмо заместителю главы ведомства Андрею Клепачу, чтобы впредь в палату регионов присылали более разговорчивых специалистов.
Единственным гостем Совфеда, чье выступление прошло бесконфликтно, стал председатель Счетной палаты Сергей Степашин, отчитавшийся о работе ведомства за 2012 год. В числе прочего он рассказал, что смета на объекты Сочи-2014 завышена на 15,5 млрд рублей.
"Мы начинаем проверку "РусГидро", хотя там уже достаточно активно работают следственные органы, - рассказал Степашин. Начали проверку, и очень серьезную проверку, "Роснано", заканчиваем анализ деятельности "Аэрофлота", в том числе его политики формирования цен на билеты на внутренних рейсах".
"Особо внимательно мы подходим к проверке "Росагролизинга", - продолжал чиновник. - Причем мы решили его проверить за все 10 лет: и со Скрынник, и после Скрынник, и что сегодня там происходит". Степашин добавил, что впервые за пять лет начался комплексный аудит финансово-хозяйственной деятельности "Газпрома", и - по поручению Совфеда - Центрального Банка РФ.
На этом фоне стало почти незаметным еще одно событие: вчера Совфед досрочно прекратил полномочия воронежского сенатора Николая Ольшанского. Это решение сенат принял по его просьбе, "учитывая возраст и состояние здоровья". Ольшанский был депутатом III, IV и V созывов Госдумы и состоял во фракции "Единой России". Состояние сенатора оценивается в 750 миллионов долларов, он занимает 132-е место в рейтинге богатейших бизнесменов России. В 2012 году он занял 13-е место в рейтинге доходов российских чиновников, составленном журналом Forbes.
Впрочем, Валентина Матвиенко настаивает на том, что решение сенатора не связано с предстоящим запретом на иностранные активы для сенаторов и депутатов. "Я с ним встречалась, и он обосновывает свой уход именно состоянием здоровья", - утверждает она. При этом она не скрывает, что Совет Федерации после принятия нового закона покинут "как минимум два человека из числа сенаторов".
В этот же день еще один уже бывший сенатор Светлана Журова снова получила мандат депутата Государственной Думы.