06.03.2013 23:20
    Поделиться

    Новая программа развития детских способностей Менар завоевывает мир

    В мире все популярнее новый способ обучения
    Что такое Менар?

    Менар - это уникальная программа развития умственных способностей детей от 4 до 12 лет, основанная на системе устного счета.

    Программа стартовала в Азии в 1993 году. Сегодня действует 5 тыс. центров обучения в 50 странах, наиболее активно в США, Британии, Канаде, Австрии, Испании, Австралии, Малайзии, Таиланде, Китае и странах Ближнего Востока.

    Как оно работает?

    В основе Менар - интенсивное использование ребенком счетов (абак). На начальной стадии обучения он использует обе руки для операций с косточками счетов, стимулируя работу обоих полушарий головного мозга. Дети постигают все 4 вида математических операций, а также вычисление квадратного и кубического корней.

    Пройдя эту стадию, дети переходят к счету в уме. Каждая тренировка ослабляет привязку ребенка к счетам и стимулирует воображение, благодаря чему впоследствии он сможет производить расчеты в уме, лишь представляя абак перед собой и мысленно совершая движения косточками (работа с воображаемыми счетами).

    Ребенок, обучаемый Менар, решает математическую задачу, воспринимая числа как картинки, т.к. каждое конкретное число вызывает у него ассоциацию соответствующего изображения на косточках счетов.

    Почему именно этот возраст?

    Наиболее интенсивно головной мозг развивается у детей до 12 лет. Вот почему рекомендуется с малых лет изучать иностранные языки, играть на музыкальных инструментах, развивать другие виды деятельности, ведь именно такого рода активность стимулирует работу мозга, и обучение проходит легче.

    Что получает ребенок?

    Он может сложить 10-значные числа за несколько секунд и решать арифметические задачи в уме быстрее, чем с помощью калькулятора. Кроме того, развиваются концентрация внимания, фотографическая память, творческое мышление, слух и наблюдательность, воображение.

    Сколько длится обучение?

    3-4 года с частотой 2 часа раз в неделю: 10 уровней по 3-4 месяца или 12 уровней по 3-4 месяца, если занятия начинаются до 7 лет.

    Компетентно

    Борис Давидович,  заслуженный учитель РФ, замдиректора школы N 57, Москва

    Как я знаю, абак - это древние счеты с камушками. Есть и понятие "русский абак" - это обыкновенные русские счеты. Да, есть разные довольно занятные приемы работы на счетах. Есть устные приемы без применения счет, позволяющие ускорить процессы проведения арифметических действий. Владение этими приемами позволяет школьнику развивать чувство числа, что, конечно, очень полезно с точки зрения общей математической культуры. Но вот утверждать, что какая-то методика работы на счетах (даже двумя руками сразу) влияет на общее развитие ребенка, на развитие его логического мышления, я бы не рискнул. Честно говоря, тем 4 годам, которые планируются на освоение методики абака, можно найти лучшее применение с точки зрения развития ребенка. И вообще, умение быстро считать в уме - вовсе не проявление математических способностей. Они больше связаны с логикой, чем с устным счетом.

    Комментарий

    Рустам Арифджанов, публицист

    Мы разучились считать на счетах. Меня в 1-м классе учили. И хотя это было чуть меньше полувека назад, что-то я помню. Но смутно. А переспросить практически некого.

    Сегодня даже мои немолодые ровесники вертят прямоугольник с 11-ю (или 8-ю) прутьями между длинными сторонами, и не знают, что с этим простым предметом делать. Передвигают приятные на ощупь (вишня!) деревянные пуговки, на эти прутья нанизанные, туда-сюда, а потом смущенно качают головой. Не знают. Почему пуговки так окрашены? На каждом прутике их 10: 4 светлых, 2 - темных, и снова 4 светлых. Но на самой верхней проволочке - 11-й, и на 8-й - левые крайние пуговки также черные. Чудно!

    Почему на 4-й проволочке не 10 пуговок, а 4? Нет, непонятно.

    А в моем детстве в сотне магазинчиков на длинной улице в центре Баку сидели маленькие старички в нарукавниках и ритмично постукивали пуговками на счетах. После чего они слюнявили химический карандаш - тот оставлял на бумаге чернильный след, - и записывали в толстых тетрадях результаты подсчетов.

    Да в каждом сельпо (это такая сельская лавочка со всякой всячиной на прилавках, от хлебных буханок до отрезов ситца и кусков мыла без обертки) пышногрудая продавщица в доли секунды высчитывала сдачу. Не быстрее калькулятора, но и без ошибок. В общем, я из времени чернильниц, серых гимнастерок школьной формы и русских деревянных счет.

    Ну и чего ностальгически выдавливаю теперь слезу? Сидел бы в кресле-качалке, поправляя сползающий плед и берет на мерзнущей голове, и шамкал внукам о диковинных предметах, отвлекая от айпада.

    Но тут недавно мне рассказали, что это - будущее. Красивая молодая женщина из Баку Тунзала Агаева (там она - звезда и заслуженная артистка) достала из модной сумочки компактный прямоугольничек, похожий на счеты. Это и был абак. Популярный школьный предмет в сотнях учебных заведений Турции, становящийся модным и в азербайджанских школах.

    С чего вдруг в стремительно развивающейся стране, где число пользователей Интернета в процентном отношении заметно превышает российские показатели, возвращаться к счетам? Что в том абаке, который появился еще в древнем Вавилоне 5 тысяч лет назад? Он отличается от русских счет, ну хотя бы отсутствием проволочки с 4 пуговками-костяшками. 4 - это потому, что в старой России в ходу еще были и полушки-четвертаки. 4 полушки и дают единицу.

    Но принцип сложения - вычитания на абаке и на счетах одинаков. И он отличается от арифметических действий в столбик, которым уже много десятилетий обучают в школе. Он другой - по идеологии, по философии, по ментальности. Это другая по ментальности арифметика.

    "Менар" - ментальная арифметика, - так называется обучающая программа, придуманная турком Шеном на основе дальневосточных методик (вы знаете, что в Китае и Японии не считают в столбик?) и умении пользоваться абаком.

    Красавица Тунзала показала несколько роликов, где турецкие детишки - десятки, сотни - молниеносно считают, в уме складывая и перемножая огромные цифры, одновременно при этом напевая песенки, читая стихи или отвечая на вопросы собеседников. Это поражает! И у этого явления есть объяснение. Во всяком случае, Шен и его последователи объясняют, что до 12 лет мозг человека стремительно развивается. И если в это время и в этом развитии ему помочь, дети, прошедшие обучение с помощью ментальной арифметики, начинают не просто быстрее считать, но и быстрее мыслить. А оба полушария человеческого мозга развиваются пропорционально. И дети - внимательнее, работоспособнее, лучше и логичнее анализируют. Их память - фотографична. Всего-то абак!

    - Но тысячи лет практики счета! - возражает Тунзала. - И использование всех возможностей человека. К примеру, мелкой моторики.

    И тут же приводит слова Конфуция "Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю". Абак - не калькулятор, предполагающий леность ума, он заставляет шевелить мозгами и пальцами.

    Юные турки, киприоты и литовцы, а теперь и юные азербайджанцы тренируют мозг, готовясь к будущим интеллектуальным задачам. К прорыву. Японцы и китайцы делают это давно, особенно не распространяя методик. Понятно, кто же захочет терять стартовое преимущество.

    - А в России? - спросил я у Тунзалы.

    - Нет пока. Но знаешь, два директора школ уже заинтересовались методикой, обращались ко мне. Правда, это не центральные школы, а наоборот, с московских окраин. С Рублевки и, сейчас вспомню, откуда-то из Серебряного Бора.

    Кто бы сомневался.

    Кстати

    И еще о нетрадиционных методах обучения. Как считают японские школьники?

     

    Поделиться