Новости

07.03.2013 10:50
Рубрика: Общество

Женщины чаще выбирают "мужские" профессии

Не женское это дело! - говорят по поводу и без повода отъявленные сторонники  патриархата и домостроя. Есть профессии, куда дамам обычно ход закрыт. Но всяческим "мачо" лучше не расслабляться. Женщины во многих профессиях вполне способны их потеснить, догнать, а со временем и перегнать. И это вовсе не ремонт железнодорожных путей с ломом и кувалдой, а интернет- технологии и прочие достаточно важные для рынка труда сферы. А вот мужчин в традиционно "женских"  (хоть и край не важных для государства профессиональных сообществах) найти сложнее.

Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru провел анализ резюме претендентов на различные вакансии. В поле зрения аналитиков, которые сравнили сегодняшние данные с результатами пятилетней давности, попали 104 наиболее популярные в России профессии. Учитывались резюме только тех претендентов, которые уже имеют опыт работы, а не просто хотят "попробовать себя" на том или ином поприще.

Мужчины, конечно, носят мужские шляпы. Но этот головной убор стали активнее примерять и дамы. Даже если это иногда не шляпа, а строительная каска. Хотя, конечно, лучше бы что-то поновее, подороже и поизящнее.

Выяснилось, что традиционное деление профессий на чисто женские или чисто мужские хоть и сохраняется в целом, но уже не в "чистом виде". Конечно, по-прежнему тяжелый физический труд - это прерогатива мужчин (и слава богу). Составляют большинство представители сильного пола в такой сфере, как IT или инженерные специальности. Зато финансы, кадровая сфера, образование, медицина - это женское царство.

Так, даже самые заядлые феминистки не покушаются на первенство в такой профессии, как слесарь-ремонтник. Она на 100 процентов мужская.  Странно, но слабый пол совершенно не мечтает о карьере токаря, оператора станков с ЧПУ - женщин там 1%. Не мечтают современные золушки и о том, чтобы стать машинистами, поэтому в такой профессии дам лишь 4%. А вот крановщицы, наоборот, - не редкость. Хотя труд это тоже тяжелый, 17% представителей этой профессии именно женщины. Каждый третий российский маляр (34%) тоже  женского пола.

Как только работа перестает быть слишком тяжелой, трудной или "грязной", на волне прогресса в нее немедленно приходят женщины. Например, за 5 лет они значительно чаще стали претендовать на вакансии  оператора печатного оборудования (всего 2% в 2008 году, а ныне - 17%). Правда, дело тут и в более печальных обстоятельствах. В этой сфере очень низкие зарплаты, мужчин они не устраивают - "семью не прокормишь". Женщины довольствуются гораздо меньшими заработками.

Очень мало женщин среди персональных водителей - лишь 1%. А вот соискателей, стремящихся на должность охранника, стало больше - 4%. Причем женщины претендуют как на должность охранника объекта, так и на позицию частного охранника, телохранителя и пр. Сыграли, видимо, свою роль художественные фильмы и сериалы.

На инженерных должностях тоже главенствуют мужчины. Но стало на 4% больше женщин - главных инженеров проекта (ГИП). А в сфере проектирования и охраны труда лидерство мужчин уже не столь очевидно: (60% и 58% соответственно).

Еще одна привлекательная для женщин сфера - информационные технологии. Раньше системного администратора (сисадмина) изображали исключительно при бороде и в растянутом свитере. Времена меняются. И хотя среди сисадминов по-прежнему лидируют мужчины (96%), но оставшиеся 4% забыть о себе не позволяют. Все чаще женщины стремятся обеспечивать информационную безопасность, программировать на платформе 1С, тестировать ПО и внедрять ERP-системы женщины стремятся все чаще. Так, среди специалистов по информационной безопасности доля женщин возросла на 10 процентов (12% сегодня и 2% в 2008 году), среди разработчиков 1С - на 6 пунктов (21% ныне и 15% 5 лет назад), среди тестировщиков ПО - на 16 пунктов (39% в 2013 году 23% в 2008 году), а среди консультантов по внедрению ERP-систем - на целых 27, то есть больше чем на четверть (41% и 14% соответственно). Относительно спокойны и непоколебимы IT-директора (99% - мужчины), администраторы баз данных (94%).

Или вот кухня - женское это дело или мужское? Не надо спешить с ответом.  Тут все иначе. Среди специалистов, превративших стряпню в профессию, большинство составляют мужчины. Так, количество шеф-поваров мужского пола достигает сегодня 82%, а их подчиненных - поваров-мужчин на рынке труда 60%. Впрочем, на руководящих постах в сфере общепита мужчинам за последние 5 лет пришлось потесниться: число женщин, претендующих на пост шеф-повара, возросло на 9 пунктов (с 9% в 2008 году до 18% в 2013 году).

Коммерция - дело мужское. Среди коммерческих директоров они составляют 81%, среди супервайзеров - 80%, среди региональных представителей - 79%. Работу торгового представителя и менеджера по продажам, связанную с большим числом разъездов, также чаще выбирают "странствующие рыцари" (71% и 57% соответственно). Однако директорами магазинов и продавцами чаще становятся женщины (72% и 70% соответственно).

Разница чувствуется даже между коллегами по цеху. Например, барменами и официантами. Среди первых лидируют мужчины (60%), а среди вторых - женщины (67%).

Слова "юрист" и "адвокат" не предполагают женского рода. Но здесь силы распределяются почти поровну. Руководить юридическим отделом чаще доверяют мужчинам (57%), а в качестве их подчиненных - рядовых юристов - чаще выступают женщины (62%). Схожая ситуация и в СМИ: среди главных редакторов чуть больше представителей сильного пола (52%), зато среди литературных редакторов дам - 71%.

Журналистика - тоже профессия скорее женская. Среди них 74%, то есть три четверти представительниц слабого пола (хотя сил и энергии у них предостаточно и в обиду они себя не дадют). Заведовать интернет-проектами предпочитают мужчины (64%), а наполнять сайты контентом - женщины (59%). Часть профессий, связанных с аналитической работой, предпочитает сильный пол: торговлю на бирже (92%), девелопмент (64%), управление рисками (61%), бизнес-аналитику (60%). Последняя, кстати, является одной из нескольких сфер деятельности, где мужчинам за 5 лет удалось немного потеснить женщин: количество мужчин возросло на 3 пункта (57% в 2008 году). Женщины же предпочитают оценку недвижимости (63%), финансовую аналитику и андеррайтинг (по 62%).

Архитектурное проектирование давно уже превратилось в женскую стезю (61%), в то время как производство работ на строительной площадке по-прежнему сугубо мужской удел (97%). Впрочем, число архитекторов-мужчин с 2008 года выросло на 4 п.п. (35% 5 лет назад и 39% сегодня).

Женщины - прирожденные психологи. Возможно, именно этим объясняется то, что кадровая сфера - традиционно женская. Среди директоров по персоналу дамы составляют 74%, среди начальников отделов кадров - 86%, среди инспекторов ОК - и вовсе 97%. А вот профессия менеджера по персоналу, хотя и остается по большей части женской, теряет абсолютное преимущество: число мужчин на этой позиции увеличилось с 10 до 17%.

Лидируют представительницы слабого пола и среди медицинских работников: женщин-врачей - 60%, фармацевтов - 88%, медсестер - 94%. В финансовой отрасли заняты в основном дамы - возможно, благодаря тому, что они более усидчивы и внимательны. Среди главных бухгалтеров женщин 90%, среди их подчиненных - рядовых бухгалтеров - и того больше - 95%. Аудиторские и налоговые проверки также в основном осуществляют женщины (67% и 74% соответственно).

Психология и педагогика - сегменты рынка труда, где в качестве соискателей в большинстве случаев выступают дамы (89% и 85% соответственно).

Туризм (88%), страхование (80%), PR (75%), реклама (73%), маркетинг и организация праздников (по 72%) - это те сферы деятельности, где в качестве специалистов чаще всего работают женщины. Общение с клиентами (71%) и внешнеэкономическую деятельность (57%) работодатели также чаще доверяют дамам.

На 13% больше стало женщин, которые составляют сметы. А вот стан экологов, наоборот, пополнился мужчинами: их число возросло на 3 п.п. и составило 24% от общего количества соискателей.  Классическое "все в сад", не иначе.

Среди традиционно женских сфер деятельности, на которые мужчины и не желают посягать, - профессия секретаря-делопроизводителя (дамы составляют 99% соискателей), операциониста (98%), офис-менеджера (96%), библиотекаря (95%).

Социологи заключают, что "смена пола" произошла в BTL-менеджменте. Если 5 лет назад среди организаторов рекламных мероприятий лидировали мужчины (56%), то сегодня уверенное большинство в данной сфере деятельности - у представительниц прекрасной половины человечества (73%).

Чем вызвано вытеснение мужчин из различных отраслей, где они раньше чувствовали себя единственными и неповторимыми? По мнению аналитиков, причин несколько. Во-первых, скупость работодателей, которые на этих позициях стали платить сотрудникам меньше, и мужчины к ним интерес потеряли. Но сказывается и прогресс, когда многие производства наконец-то модернизируются. Не последнюю роль играет и мода на те или иные профессии: дамы стремятся показать, на что они способны. А в традиционно женские сферы работодатели пытаются всеми силами привлечь соискателей мужчин. Например, учителями в школу, врачами и т.д.

Рынок труда, заключают социологи, - живой организм. За 5 лет он успел сильно измениться. В следующую пятилетку, возможно, очень многие традиции тоже будут нарушены. Сисадмин в юбке и секретарь с усами, возможно, никого уже удивлять не будут.

Общество Соцсфера Социология