07.03.2013 08:22
    Поделиться

    В Тюменской области появились тысячи фирм с одинаковыми названиями

    В Тюменской области тысячи предприятий имеют идентичные или очень похожие наименования. В стране таких десятки тысяч. Законодательство, по сути, не препятствует размножению фирм-тезок.

    Бывает, одна материнская структура регистрирует схожие по наименованию, но несколько отличающиеся по сфере деятельности компании, дабы подчеркнуть "семейственность". Бывает, учредители рождают близнецов специально для того, чтобы в случае остановки одного предприятия тут же "завести" другое, сохранив какое-никакое имя и клиентов. Нередко вчерашние банкроты вновь заявляют о себе, лишь косметически обновив бренд.

    Частенько предприниматели намеренно дублируют название раскрученной компании: так быстрее и дешевле завоевать нишу на рынке. Это, без сомнения, нечестная конкуренция, которая несет состоявшемуся бизнесу финансовые и репутационные потери. При этом нет гарантий, что суд встанет на сторону ущемленного юрлица.

    Так, ЗАО из Екатеринбурга - оптовый продавец металлоизделий с сетью филиалов в РФ, в том числе в Сибири, - выиграл дело у однопрофильного ООО из Омска, зарегистрированного в 2011-м году. Оно полностью скопировало название уральского предприятия. Суд безоговорочно признал за последним право на фирменное наименование, занесенное в реестр еще в 2006-м. А вот по итогам рассмотрения аналогичного дела в Тюмени Арбитражный суд Западно-Сибирского округа вынес противоположное постановление: фирмы могут носить одинаковые названия, если у них разные организационно-правовые формы. В данном случае в спор вступали также АО и ООО.

    Коли нет табу, фирмы-однодневки охотно рядятся в чужие одежды. Одна из таких на Ямале года три назад провела масштабную финансовую аферу и исчезла. Следователи отказались сообщить корреспонденту "РГ", где, когда и кем была зарегистрирована мошенническая структура. Поиск в Интернете ошеломил: от Смоленска до Магадана обнаружилось свыше 60 фирм-близняшек - как солидных, так и явных пустышек. Какая из них обмишурила северян?

    Только в Тюмени с 2008 года я насчитал около трех десятков преданных гласности случаев, когда предприятие так или иначе пользовалось чужим - местным, региональным, федеральным - брендом, а затем, обанкротившись или просто растворившись в пространстве и времени, оставляло с носом покупателей, клиентов, партнеров. Приведу несколько фактов. Туроператор обвел вокруг пальца целую группу нефтегазовых компаний. Они закупили путевки в черноморские здравницы и "пролетели" с ними на 54 миллиона рублей. Аббревиатура в названии фирмы сыграла не последнюю роль в выстраивании доверительных отношений с заказчиками, поскольку была на слуху. Она, во-первых, есть в названии тюменской производственной фирмы с хорошей репутацией. Во-вторых, популярного дилера зарубежных производителей часов. В-третьих, мощного федерального холдинга, не скупящегося на рекламу. В-четвертых, разветвленной российской сети телерадиовещания. Увы, ничто не мешает какому-нибудь очередному прохиндею воспользоваться тремя магическими буквами.

    Недавно полиция завела сразу полсотни уголовных дел на владельца новоявленного автосалона: он оказался  крупным мошенником. Оригинальное имя салону бизнесмен, разумеется, не искал, взял уже давно раскрученное, симпатичное. Под ним в соседнем сибирском городе успешно торгует легковушками официальный дилер европейских заводов. В самой Тюмени завоевал положительный имидж салон с похожим названием - в нем слова стоят в обратном порядке. Но спутать "оригинал" с "копией", судя по переписке на местном форуме автолюбителей, легко - очень уж они созвучны. Родственное название имеют всероссийский журнал, федеральный сайт, специализированные порталы в социальных сетях.

    Чрезвычайно распространено такого рода "клонирование" в сфере строительства. Причем часто даже в границах одного города, где бизнес отлично ориентируется в фирменных вывесках. В Тюмени с 2008 года действовали не менее 18 предприятий, дублирующих названия друг друга. Вернее, "крадущих" имена, вызывающие доверие. Ладно бы эти застройщики были сильными да порядочными, а то скандал за скандалом. Юридический статус, как вы понимаете, тут не имеет значения: психологию поведения потребителя во многом определяют факторы узнаваемости. Скажем, одна фирма, используя словесную мимикрию, продавала липовые договоры долевого участия. Некоторые обманутые граждане признавались: поддались на уловку в том числе и потому, что в подсознании возникало наименование известного застройщика, название нового микрорайона в Тюмени. Это сравнимо с фальшивым продуктом, упакованным в давно знакомую обертку.

    Неужели у уважаемых предприятий, которым мошенники насолили, увели часть их потенциальной прибыли, нет рычагов для борьбы с проходимцами?

    - Да, инструментов маловато, - говорит юрист Аркадий Костромин. - Если зарегистрировать название предприятия как торговую марку, нетрудно засудить плагиатора как нарушившего закон об авторских правах. Но далеко не всякая компания может себе это позволить. В ряде стран категорически не допускается регистрация схожих названий. В России также хотели ввести жесткие ограничения, но законодатели в итоге отказались от этого шага, исключая сектор микрофинансовых организаций. Теперь учреди хоть тысячу фирм "Ванька-встанька" - в едином госреестре юридических лиц они будут отличаться лишь номерами ОГРН, ИНН, адресом местонахождения.

    Налоговикам ориентироваться в такой базе данных нетрудно. А вот потребителю, да и самим предпринимателям, остается, похоже, одно - быть начеку.

    - Если честно заработанным вами именем кто-то решил воспользоваться, не надо ждать разорительных последствий. Если у вас до сих пор нет собственного интернет-портала, немедленно его заведите - хотя бы простенький сайт. Укажите его адрес на визитках, рекламной продукции, сообщите клиентам, - делится опытом борьбы с бизнес-тезками член совета директоров тюменской компании Александр Мезенцев. - Перечислите в отдельном разделе сайта названия "родственничков" и их прописку. Подчеркните, но без эмоций, что они не имеют к вам ни малейшего отношения. Информируем, мол, во избежание путаницы. Мы так поступили и другим советуем.

    Но самый эффективный способ защитить честное имя фирмы от нахлебников - через суд.

    Поделиться