И уже с 25 апреля американцы снова смогут пользоваться в самолете ножиками с лезвием длиной не более 6 см и шириной не более полдюйма (1,27 см). Запрет на них был введен после мощного теракта 11 сентября 2001 года.
Но ножи с фиксированными клинками, сменными лезвиями и бритвы будут по-прежнему запрещены. Однако бортпроводники - против и маленьких ножей. Они уже заявили, что и короткое лезвие может стать угрозой безопасности пассажиров и экипажей самолетов.
В России, где в последнее время участились случаи дебошев на борту, пока не намерены пересматривать нормы даже по проносу маникюрных ножниц. Их так же, как и перочинные ножи пассажир должен сдать в багаж.
Российские авиакомпании во всем, что касается авиационной безопасности, достаточно консервативны, отметил в беседе с "РГ" глава аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. На послабления, которые существуют в ряде стран по авиабезопасности, они идут далеко не всегда, отметил он.
Тем более в Америке каждый рейс сопровождают маршалы безопасности, напомнил эксперт авиационного рынка Сергей Груздь. Они специально обучены, чтобы нейтрализовать конфликты на борту. А в России пока таких служб нет. И наши авиакомпании даже в бизнес-классе предпочитают предлагать пластмассовые столовые приборы, чтобы перестраховаться. Хотя яркие примеры последнего времени доказывают, что физически крепкий пассажир "под мухой" может и без ножа "навести шороха" на борту.
По нормам Международной ассоциации гражданской авиации (ИКАО) допускаются к перевозке небольшие перочинные ножи. Но в этом же документе ИКАО говорится, что авиавласти и авиакомпании могут применять более жесткие меры безопасности, пояснил "РГ" заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Черток. "У нас была практика, - напомнил он, - когда у пассажиров, забывших сдать острые и колющие небольшие предметы в багаж, при входе на борт собирали этот арсенал в конверты". Сейчас авиакомпании не хотят лишний раз рисковать. Поэтому уже при предполетном контроле в аэропорту ножички и ножнички у пассажиров изымают из ручной клади.
За прошлый год через досмотровые зоны российских аэропортов прошло 49 миллионов человек, подсчитали в Росавиации. Причем пресечено 68 тысяч попыток проноса в самолеты и на контролируемую территорию аэропортов опасных предметов, в том числе и ножей. Пассажиры пытались 37 тысяч раз пронести даже оружие и боеприпасы.
В России, отмечают эксперты, очень тщательно проверяют всех, кто попадает в международные воздушные гавани. Поэтому российские авиавласти начали переговоры с Евросоюзом, чтобы наши стандарты безопасности были признаны в ЕС. Это даст возможность нашим авиакомпаниям и пассажирам избежать дополнительных проверок на территории стран ЕС. А это в свою очередь поможет избежать лишних задержек рейсов. Пока пассажирам российских авиакомпаний приходится проходить повторный досмотр после прилета в аэропорт, если они летят транзитом в другую европейскую страну. И возникают проблемы: часто теряется багаж, люди опаздывают на следующий рейс, отметил Груздь. По его мнению, повторный досмотр чрезмерен. Однако хотя Росавиация и ведет переговоры по исключению досмотра для пассажиров, но пока транзитникам приходится проходить проверки, даже если они не выходят с нейтральной территории. Точные сроки отмены чрезмерной проверки пока наши авиавласти не называют.
Уже сейчас по Правилам проведения предполетного и послеполетного досмотров можно не снимать обувь во время проверки, перед тем как сесть на борт.
Но разуваться не заставляют тех, у кого толщина подошвы на обуви менее одного сантиметра, а высота каблука не дотягивает до 2,5 сантиметра. Также обувь с железными пряжками и другими массивными украшениями тоже заставляют снимать для проверки, которую проводят перед полетом.
Ремни шириной менее 4 сантиметров и толщиной до 0,5 сантиметра тоже не заставляют снимать, даже если небольшая пряжка на ремне и "зазвенит". Ее работники службы проверяют ручным металлоискателем. Если же пряжка массивная, то и тонкий ремень все равно приходится предъявлять для досмотра, уточняют эксперты.