07.03.2013 16:55
    Поделиться

    В ФРГ изменилась избирательная система

    После выборов, который пройдут в Германии в сентябре, бундестаг численно увеличится.

    В конце февраля большинством голосов депутаты приняли новый закон об избирательной системе, подразумевающий увеличение бундестага. Только что закон был одобрен и верхней палатой парламента - бундесратом. Новая избирательная система будет стоить немецким налогоплательщикам на несколько десятков миллионов евро больше.

    Началось все с решения Конституционного суда ФРГ по иску "зеленых" и социал-демократов об отмене существующего избирательного права. Старая избирательная система не нравилась многим, а, по мнению Высшего суда, и вовсе была несправедливой и противоречила Конституции.

    Перед очередными выборами в бундестаг канцлер Ангела Меркель решила форсировать реформу избирательной системы. Приоритетом для всех депутатов был скорый консенсус.
    Немецкая избирательная система была и осталась комбинированной. Ее главный принцип пропорционального представительства партий дополняется элементами мажоритарного избирательного права. В соответствии с этой системой каждый избиратель на выборах отдает два голоса: первый голос - за окружного представителя - депутата-одномандатника, а второй голос - за "любимую" партию по партийным спискам.

    Второй голос при этом важнее для состава бундестага. Он определяет, сколько процентов от всех мест  получает та или иная партия. Однако избирательная система предусматривает, что половина всех кресел бундестага должна быть занята одномандатниками. Остальная часть дополняется через партийные списки.

    Общее число кандидатов, которых имеет право посылать в парламент одна партия, ориентируется на то, сколько процентов вторых голосов ей досталось на выборах.
    Однако  каждая партия имеет право посадить в бундестаг всех выбранных одномандатников.

    Проблема была в том, что если одна партия получала больше одномандатников, чем ей, собственно, было положено в соответствии с соотношением "вторых голосов", отданных за партию, результаты выборов - а именно число кресел, которые каждая партия имела право занять всеми своими кандидатами в бундестаге - искажались. То есть, получалось, что все одномандатники имеют право "сесть" в бундестаг, а их общее количество было больше, чем то позволяет пропорциональное количество голосов, собранных партией.

    В нынешний избирательный период  этот перекос пошел на руку блоку, возглавляемому Ангелой Меркель. Его одномандатники победили в большинстве округов, и оказалось, что блоку досталось на 24 мандата больше, чем было положено по определяющему величину партий в парламенте второму голосу.

    Депутаты от других партий возмутились, и дело дошло до Конституционного суда, который и приказал парламентариям срочно внести коррективы в старую избирательную систему.
    Как рассказал "РГ" эксперт по избирательному праву Дитер Вифельшпютц, разработанная парламентариями новая система предусматривает, что если одна партия получит больше кресел за счет одномандатников, все другие партии также смогут увеличить число своих депутатов в соответствии процентом голосов, который они получили на выборах.

    Как объяснил "РГ" политолог Боннского университета профессора Герд Ланггут, это приведет к росту бундестага - не исключено, что в следующий избирательный период в нем будет на 20-30 депутатов больше. Профессор Ланггут считает, что и новая система по-своему несправедлива, как и, впрочем, всякая другая. С одной стороны, бывшая система стимулировала близость кандидатов-одномандатников к народу. Они встречались с гражданами и  те отдавали за них свои голоса, зная, что выбранные депутаты адекватно защитят их права в бундестаге. С другой стороны, от такого расклада выигрывали лишь две большие партии, которые могли выставить своего кандидата в любом округе. Если бы не было определяющего второго голоса, народные избранники от больших партий получили бы больше всех прямых мандатов и практически полностью оккупировали бы бундестаг.

    Новая избирательная система защищает небольшие партии, давая им возможность отразить мнение той части населения, которая отдала за них второй голос. Явным минусом новой системы станет, по мнению профессора Ланггута, появление второстепенных неважных депутатов, которые будут "кормиться" за счет бюджета.

    По подсчетам президента Союза налогоплательщиков Райнер Хольцнагеля, расходы на "подросший" депутатский корпус увеличатся на 60 миллионов евро. Именно поэтому Левая партия не поставила свою подпись под разработанным проектом реформы. Как объяснила "РГ" ее депутат Халина Вавциняк, он абсолютно не имеет смысла: ведь еще в 2002 году число кресел в бундестаге было сокращено с 656 до 598. Почему именно сейчас он должен опять быть увеличен, непонятно. По словам Вавциняк, больше кресел в бундестаге не означает больше демократии.

    Как смотрят на это простые немецкие избиратели? Оказалось, пока что спокойно. Судья берлинской судебной палаты Эзра Цивьер, например, приветствует новую систему. Конституционный суд, по его мнению, принял правильное решение. Реформа дает, с одной стороны, возможность использовать все прямые мандаты для тех партий, которым их удалось получить в избирательных округах, с другой - гарантирует равное соотношение голосов в бундестаге.

    Поделиться