Канадские психологи спровоцировали скандал работой о Матери Терезе

На трех специалистов-психологов из канадских университетов Монреаля и Оттавы сейчас обвинения сыплются со всех сторон. Еще бы. Они покусились на мать Терезу, образ которой в сознании миллионов связан с самоотверженным служением самым бедным, самым отверженным.

Профессор Серж Лариве и его помощницы Женевьева Шенар и Кэрол Сенешаль заинтересовались знаменитой монахиней, удостоенной за благотворительную деятельность Нобелевской премии мира, когда пару лет назад решили исследовать социально-этические аспекты такого явления как альтруизм, то бишь любовь к ближнему. К великому своему удивлению, психологи обнаружили некоторые стороны основательницы ордена "Миссионеры милосердия", которые привели их, мягко говоря, в некоторое недоумение. Чтобы разобраться в этой истории корреспондент "РГ" решил расспросить профессора Сержа Лариве.

На основании каких материалов вы ставите под сомнение святость и непогрешимость матери Терезы?

Серж Лариве: Мы два года их собирали. Из самых разных источников. Из порядка трехсот. Открытые публикации, воспоминания, копались в архивах. Также встречались с людьми, которые хорошо ее знали. Так я долго расспрашивал человека, который отвечал за организацию визитов матери Терезы во Францию. У нас есть свидетельства журналиста Би-би-си Малколма Маджериджа, который в 1968 году снял фильм о монахине "Нечто прекрасное, посвященное Богу". Тот самый, который послужил расцвету ее мировой славы, сделав из матери Терезы, по сути дела, настоящую икону. Съемки, как рассказывал Малколм, проходили в темном помещении одного из калькуттских приютов. Поэтому думали, что кадры вряд ли получатся. Однако, когда пленку проявили, они оказались вполне достойными, более того, с неким мягким ореолом. Маджеридж, убежденный католик и поклонник матери Терезы, назвал это настоящим "чудом", хотя прекрасно знал, что его оператор использовал новую пленку, предназначенную для работы при плохом освещении. Кстати, монахиня никогда не ставила под сомнение это "чудо". Фильм обошел весь свет и вызвал миллионный поток пожертвований.

На что пошли эти деньги?

Серж Лариве: На строительство многочисленных миссий ордена "Миссионеры милосердия", больниц и приютов для бедных - их сейчас несколько сотен в более чем ста странах мира. Часть денег оседала на счетах конгрегации, другая уходила в Ватикан.

Вам удалось установить, о каких суммах идет речь?

Серж Лариве: Сотни миллионов долларов. Однако от прямой помощи, скажем, жертвам наводнений и других стихийных бедствий в Индии, она устранялась, предпочитая молиться за них или одаривать медальонами с изображением Девы Марии.

Итак, средств у матери Терезы хватало. Тогда почему, как вы описываете, ссылаясь на свидетельства очевидцев, миссии по уходу за больными и бедняками больше походили на "дома для умирающих", где были большие проблемы с гигиеной, не хватало врачей, лекарств, более-менее нормального питания?

Серж Лариве: Мать Тереза была весьма последовательна в своей вере. Действительно, денег у нее было предостаточно, но она считала, что все верующие должны пройти через страдания, схожие с теми, которые испытал Иисус Христос. Есть немало свидетельств, когда, к примеру, больные не получали обезболивающие. Таким образом, по ее убеждению, люди становились ему ближе, и на них нисходила некая благодать. Я с таким подходом не согласен, но мать Тереза была его убежденной сторонницей. Правда, когда в 1992 году сама заболела, то предпочла лечиться в современном госпитале в Калифорнии.