В начале недели власти Венесуэлы вынуждены были признать, что президент, недавно вернувшийся с Кубы после четвертой операции, находится при смерти. Почти два года он сражался с тяжелой болезнью, которая так и не отступила.
"Команданте, где бы вы ни были, спасибо вам, тысячу раз спасибо от нашего народа, который вы защищали, который вы любили и который старался вас не подводить. Мы должны объединиться, стать достойными сынами этого великого человека, каким он был и каким навсегда останется в нашей памяти", - вице-президент Николас Мадуро не сдерживал слез, обращаясь к нации в эфире государственного ТВ.
До выборов нового президента, которые должны состояться в течение месяца, полномочия главы государства перешли к Мадуро, которого умирающий команданте назвал своим преемником. Военная верхушка Венесуэлы фактически признала его лидерство, призвав народ сохранять спокойствие. Однако есть один деликатный момент: из-за обострения болезни Чавес, переизбранный осенью 2012 года на новый срок, так и не успел принести присягу. А значит, и статус Николаса Мадуро может быть поставлен под вопрос с точки зрения легитимности. По крайней мере, на этом настаивают его оппоненты. Они утверждают, что временное управление страной должно было перейти к председателю Национальной ассамблеи Диосдадо Кабельо, который представляет "военный лагерь" и вполне может претендовать на высший политический пост.
По мнению наблюдателей, предвыборная кампания, которая фактически началась еще до кончины президента, обещает быть весьма напряженной.
Хотя один из ближайших соратников Чавеса 50-летний Мадуро все-таки считается фаворитом, эксперты признают: бывшему водителю автобуса и профсоюзному активисту не хватает столь же яркой харизмы. При этом его приход к власти гарантировал бы преемственность курса, в том числе внешнеполитического. Аналитики напоминают: выбор в пользу Мадуро был сделан при поддержке кубинского руководства. Так что если он станет президентом, то отношения Гаваны и Каракаса, в том числе нефтяные поставки Острову свободы, сохранятся на прежнем уровне. То же самое можно ожидать от военного сотрудничества Венесуэлы с Москвой.
Считается, что Кабельо настроен более националистически и может провести ревизию приоритетов. Его шансы на победу тоже вполне реальны. Тем более что он стоял у истоков "боливарианской революции" вместе с Чавесом и пользуется значительным авторитетом в среде военных.
Еще одним претендентом на президентское кресло называют лидера венесуэльской оппозиции Энрике Каприлеса, который в целом выступает за сохранение "социального государства", однако позиционирует себя как противник режима единоличной власти.