Елена Тополева: Защита прав женщин на рынке труда - в интересах страны

За последние годы женщины стали осваивать и покорять недоступные им ранее профессии, например, связанные с информационной безопасностью. Они часто образованы лучше, чем мужчины. Но они по-прежнему остаются уязвимыми и повседневно сталкиваются с дискриминацией. В том числе при трудоустройстве.

Как рассказала "РГ" директор Центра социально-трудовых прав Елена Герасимова, попытка совместить семью и работу для женщины часто становится испытанием. Работодатели не спешат принимать на работу молодых женщин, не имеющих детей. Причем в случае отказа в трудоустройстве после такого откровенного разговора женщине даже нечего предъявить работодателю. Чтобы идти в суд, нужен письменный отказ. А его если и дадут, то, скорее всего, напишут, что девушка не подошла по профессиональным качествам.

Но даже если работодатель напишет правду, суд не сможет его обязать заключить трудовой договор с девушкой, поскольку это дело сугубо добровольное. Максимум, можно рассчитывать на компенсацию морального вреда. Но суды относятся к нему скептически, потому сумма часто определяется невысокая. "По опыту - не больше 50 тысяч рублей", - говорит эксперт.

Когда ребенок уже родился, проблем с работой у матери может быть не меньше. Даже если во время декретного отпуска рабочее место формально сохранялось за ней, не факт, что после отпуска она сможет на него вернуться.

В результате женщине предлагается в лучшем случае другая работа, в худшем - увольнение.

"К нам не раз обращались молодые женщины, которым при трудоустройстве сразу предлагали написать заявление на увольнение "по собственному желанию" с открытой датой. Таким образом, женщина попадает как бы на крючок. Чуть что не так, заявление тут же подписывается задним числом", - рассказывает Елена Герасимова. Или работодатель просто начинает давить на женщину, чтобы она ушла "по доброй воле". Конечно, через суд можно восстановиться на работе, если доказать, что на самом деле увольнение не было добровольным, но это хлопотно, и женщина, если она вынашивает ребенка или уже стала мамой, предпочитает не связываться.

Впрочем, несмотря на все эти трудности, женщины все чаще стали осваивать новые профессиональные ниши. Как показали исследования портала "Суперджоб", например, информационные технологии традиционно оккупированы мужчинами. Но за последние пять лет произошел прорыв. Среди специалистов по информационной безопасности доля женщин возросла на 10 процентных пункта (сегодня их 12 процентов, в 2008 году было 2 процента), среди разработчиков 1С - на 6 процентных пункта (21 процент ныне и 15 процентов пять лет назад), среди тестировщиков ПО - на 16 процентных пункта (39 процентов против 23), а среди консультантов по внедрению ERP-систем - на 27 пунктов (41 процент против 14).

Зато, казалось бы, в традиционно женском деле приготовления еды давно превалируют мужчины. Хотя и тут женщины пытаются отстоять свои позиции. Так, количество шеф-поваров сильного пола достигает 82 процентов (хотя пять лет назад их было 91 процент), а поваров-мужчин на рынке труда сейчас 60 процентов.

Как отметила "РГ" председатель Комиссии по социальной политике Общественной палаты Елена Тополева, создавать условия, при которых женщина была бы защищена на рынке труда, - в интересах государства, особенно, когда существует дефицит рабочих рук, как в России. В первую очередь должна быть решена проблема детских садов. Во-вторых, узаконена дистанционная занятость. В-третьих, нужно бороться с предубеждениями, потому что женщина, имеющая детей, чаще организована гораздо лучше других сотрудников.