На фабрике "Вологодский текстиль" глава государства обсудил с работницами будущее материнского капитала и объяснил, как ему удается быть в хорошей форме. После на совещании с участием знаменитых модельеров Путин раскрыл главную угрозу легкой промышленности - контрафакт.
"Мы конкурентоспособны, мы доказали, - такими словами встречали президента на фабрике. - Производим и одежду, и ткани, и кружево". Правда, сырье подкачало. Президент обратил внимание на трепаный лен - бельгийский и российский. Разница была видна невооруженным глазом.
Зайдя к кружевницам, глава государства особенно удивился нетрадиционному изделию - чехлу для мобильника. "Надо продвигать, коммерциализировать эту работу", - оправдывался директор. "Успокаивает", - залюбовался монотонными движениями мастерицы Путин.
Коллектив фабрики преимущественно женский, поэтому не случайно глава государства решил поздравить их с праздником за чашкой чая, а заодно и поговорить по душам. Путин одобрил то, что женщин на госслужбе становится все больше: они "влияют благотворно на принятие окончательных решений".
Впрочем, ткачих больше интересовали прикладные темы. "Как вам наши ткани?" - спрашивали они. Ткани президенту нравились (не хуже западных), Путин даже рассказал, что у него дома есть льняная одежда, но вот условия работы в цеху шумноваты.
Женщины не уставали на разные лады хвалить свой "голубой цветок" - лен, и президент с ними соглашался, напоминал, что Россия поставляла на мировые рынки больше половины потребляемого там льна, но утратила позиции. "Есть все шансы вернуть это лидерство", - уверен он. Ткачихи предложили и кабмин одеть в лен, Путин обещал подумать.
"Наши кружева - эксклюзивная, ручная работа", - вздыхали работницы, беспокоясь о ВТО. Президент объяснил: философия этой организации в том, чтобы "открыть рынки так, чтобы никто не спал на местах", а работал по-современному. И для производителей это вызов, особенно с учетом Китая. Впрочем, кружев это не касается - вряд ли кто-то сможет занять их нишу.
"Как вам удается выглядеть так хорошо, молодо, энергично?" - улыбнулась одна работница. Владимир Путин вспомнил Черчилля. Тот, отвечая на похожий вопрос, сказал: "Я никогда не стоял, если можно было сидеть, и никогда не сидел, если можно было лежать". "У меня немножко другие правила: я считаю, что нужно поменьше есть и побольше двигаться... Но хорошо в меру, конечно, - пояснил глава государства. - Если нет какого-то внутреннего позитива, то жить вообще очень сложно, а сохранять форму практически невозможно".
Совсем удалившись от темы льна, одна беременная работница спросила про материнский капитал: продолжится ли господдержка после 2016 года. "Будем стремиться в какой-то форме сохранить эту программу, может быть, сделать ее более адресной", - объяснил Путин. Не исключено, что средства будут получать не все подряд, а те, у кого средний доход и ниже.
Были у женщин и просьбы. Например, приструнить журналистов, чтобы они больше говорили о человеке труда. "Государственные СМИ мы на это и настраиваем", - пояснил президент и вступился за прессу, которую "все ругают", когда та "гонит контрафакт", но при этом благополучно его потребляют. Это связано с состоянием морали в обществе, считает он, и в приказном порядке тут ничего не сделать: надо общество настраивать на позитив, и тогда это будет отражаться в СМИ.
Не согласился Путин и с сетованиями, что пресса не рапортует о достижениях в стране. В последнее время такой информации немало, возразил он и напомнил, что впервые в этом году было выделено 275 миллионов рублей на маркетинг текстильного дела.
Под конец женщины заступились за производителей местного масла. Когда появляется известный бренд, к нему "стараются примазаться", поддержал тему Путин, пообещав помочь отечественным маркам. После чего состоялся обмен презентами: дамы подарили веретено, а президент - тюльпаны.
С фабрики глава государства отправился на выставку достижений легкой промышленности, где стал обладателем еще и термобелья. Там на совещании его ждали именитые модельеры и отраслевики .
Президент заявил, что "слухи о преждевременной кончине отрасли сильно преувеличены". Хотя ситуация остается сложной.
Объем отечественного рынка легкой промышленности - 2,8 триллиона рублей, российских товаров - около 25 процентов. "Примерно треть рынка, что особенно печально, занимают незаконно произведенные и нелегально ввезенные товары. Вот это катастрофа, вот это настоящая беда", - вздохнул президент.
"Контрафакт - одна из самых больных тем для отечественной легкой промышленности", - убежден глава государства. Не так страшно вступление в ВТО, как контрабанда, считает он.
Символичной мерой президент назвал закрытие "Черкизона" и призвал побыстрее рассмотреть законопроект об уничтожении продукции, изъятой из незаконного оборота. "Только решительные меры могут оградить отрасль от недобросовестной конкуренции", - убежден Путин. Причем эту практику нужно распространить на весь Таможенный союз.
Помимо борьбы с контрафактом "нужен настоящий прорыв по всей производственной цепочке", - продолжил глава государства, добавив, что важно найти ниши, где отечественные предприятия могли бы занять сильные позиции.
Сейчас субсидируются процентные ставки по кредитам на закупку сырья и материалов и на техническое перевооружение. В федеральном бюджете на этот год ассигнования удвоены до 865 миллионов рублей. Но банки неохотно выдают кредиты легкой промышленности, не отстают и органы власти - субсидии предоставляют лишь на год, заметил глава государства.
Ущерб от контрафакта оценил глава минпромторга Денис Мантуров: в год около 200 млрд рублей. Он обещал продлить субсидии по кредитам и сообщил, что до конца года появится научно-исследовательский центр легкой промышленности.
Поддержать отрасль должен госзаказ, доступ к которому у добросовестных поставщиков порой закрыт, убежден Путин. Условия должны быть четкими и прозрачными, можно подумать о долгосрочных госконтрактах.