Борис Васильев считал, что супруга Зоря его сберегла

Осенью 1943 года Борис Васильев поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина (впоследствии имени Р. Я. Малиновского), где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии. Она стала его постоянной спутницей. Вместе они прожили до конца своих дней.

Зоря Альбертовна скончалась в январе этого года и была похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве. Здесь же, рядом с женой, должен быть похоронен он. Борис Львович всего на два месяца пережил свою супругу. И это была не просто верная семья - именно о таких парах говорят: они жили долго и счастливо и скончались в один день.

О семейной истории Васильевых мы попросили рассказать Наталью Серкову - помощницу президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ С. А. Филатова. С самого начала работы этого фонда Борис Львович Васильев был председателем его Попечительского совета.

- Они познакомились во время войны. Как-то раз они пошли гулять и забрели на болотах на минное поле. Когда они увидели растяжки, Борис Львович сначала хотел пойти первым ("А ты будешь идти за мной след в след"). На это она сказала: "Нет. У меня зрение лучше". (Хотя оба страдали неважным зрением.) Она пошла первой, и они оба выбрались.

Так начиналась эта семья, такой она оставалась до конца дней. Борис Львович Васильев считал, что Зоря Альбертовна его сберегла. Она стала прообразом героини Искры Поляковой в повести "Завтра была война". И вообще в чертах многих его любимых женских героинь были черты его супруги.

Она охраняла его всю жизнь, она была его берегиней. Они были люди предельной скромности, несмотря на огромную популярность его книг и фильмов, снятых по его произведениям. Поэтому мало кто знал о внутренней жизни этой семьи. С его стороны это было предельно рыцарское отношение к жене, я бы сказала, нежное и трепетное. Она также старалась делать для него всё, что было возможно.
В последнее время довольно много лет они прожили в Красногорске. И даже не самом городе, а в пригороде, в деревне, в собственном доме. Ему там хорошо работалось, но, конечно, были и серьезные проблемы: плохая проселочная дорога, долго ехать "Скорой". Там написаны его последние книги, посвященные истории российского государства. Ему хотелось показать, что и у российской власти были свои подлинные герои.

Я была на последних юбилеях Зори Альбертовны и Бориса Львовича. Долго думая, что подарить ему на юбилей, я сказала его супруге: "У меня есть настоящая басмаческая шапка, какие фигурируют в его повести "Офицеры" (знаменитый одноименный фильм был снят в 1971 году - прим. ред.)". Она ответила: "Ты даже представить не можешь, как он будет ей рад!". И тогда я узнала удивительную вещь: Борис Львович коллекционировал головные уборы! Такое у него было увлечение. Есть замечательная домашняя кинохроника, где он сидит на завалинке в этой шапке. Но он в ней скорее похож на казака, с его усами и очень прямой спиной.

Он всегда был офицером. Офицером жил и офицером умер. Для него главным были честь и рыцарское отношение к Родине и к жене. С таких людей надо писать картины.  

Фоторепортаж